Наумова Елена Николаевна
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время широкое распространение получил термин «коммуникация» Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях таких отечественных и зарубежных психологов и педагогов, как Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожеца, Ж. Пиаже, И. Лингарта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и др.
Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но в приобретении ребенком новых знаний. В ходе общения со взрослыми дети впервые обучаются пониманию сложных задач, пытаются их решать. Общение самый важный фактор психического развития. Для детей с нарушением интеллекта характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. Многим детям присущи дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т. д. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что у дошкольников с нарушениями интеллекта нарушено речевое общение.
Отклонение в развитии личности ребенка в зависимости от дефекта, выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность проблемного ребенка от группы нормально развивающихся сверстников. Изучение особенностей общения со взрослыми имеет огромное значение для понимания своеобразия, формирования психики ребенка с нарушениями интеллекта. У таких детей наблюдается недостаточность коммуникативной способности. Следовательно, проблема формирования коммуникативной способности очень важна для педагогики.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра.
Особый вклад в изучение игровой деятельности ребенка внесли следующие ученые: Л. С. Выготский, Н. К. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Э. Берн и др.
Игра необходима для развития детей любого возраста, но особенно в дошкольном, когда она является ведущим видом деятельности. Именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.
Общение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта существенно отличается от общения нормально развивающихся сверстников, т. к. идёт с большим отставанием. У отсталых дошкольников не происходит и своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Эмоциональное общение со взрослыми у них появляется лишь к концу первого - началу второго года жизни, т. к. является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью. Интерес к игрушкам и игровой деятельности у детей с интеллектуальным нарушением не сформирован. Действия с игрушками процессуальны и неспецифичны. В играх дети малоактивны, безучастны, взаимодействие друг с другом начинают преимущественно по требованию или совету педагога. Как правило, реальные отношения в играх преобладают над ролевыми. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Игры носят маловыразительный характер, эмоционально бедны. Изучение специфики развития коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта необходимо так же для определения своеобразия их отставания в личностном развитии. В настоящий момент целостность представлений о закономерностях становления у аномальных детей навыков общения не достаточно освещены: условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их коммуникативного акта. Проблема обучения дошкольника с нарушениями интеллекта общению имеет огромное значение, а речь ребенка это самое главное в общении с воспитателем и его сверстниками.
Как же помочь ребенку с нарушением интеллекта успешно адаптироваться в детском саду и активно включиться в учебно-воспитательный процесс? Необходимо укреплять психику ребенка, развивать его эмоционально-волевую сферу, произвольные процессы (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные усилия, развивать мышление, память, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим и помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.
В совместных играх у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения. Детей с нарушением интеллекта надо учить производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснить, помочь ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Это обучение игре осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития этих детей. Однако использование лишь фрагментов игровой деятельности на занятиях и воспитательных целях с детьми с нарушением интеллекта явно недостаточно для решения поставленных задач, поэтому «Обучение игре» у нас в группе введено в расписание как отдельным занятием.
На этом занятии мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:
- развитие познавательной сферы ребенка.
- развитие эмоционально-волевой сферы.
- формирование коммуникативных навыков.
- формирование навыков культурного поведения.
- обогащение представление об окружающем мире,
- развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
- преодоление страхов и отрицательных эмоций.
Для реализации поставленных задач на занятиях используем следующие игры: дидактические, сюжетны, ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные.
Каждый вид игры выполняет специфические функции.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения.
Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т. е. представляют себя другим лицом, совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры мы создаём такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. В театрализованных играх мы следим за выразительностью интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика,
Для детей с нарушением интеллекта в конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.
В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.
Весь этот процесс является зависящим от определённых педагогических условий, среди которых важнейшими являются следующие:
*организация игрового уголка и оборудование его в соответствии с поставленными задачами обучения игре;
*наличие специально подготовленного взрослого, который готов играть с ребёнком на его уровне потребностей и умеет поставить перед ребёнком игровую задачу, а также помочь ребёнку решить игровую задачу доступными для данного ребёнка способами - подражанием, жестами, по образцу, по речевой инструкции;
*регулярность и повторяемость обучения игровым действиям;
*постепенное усложнение программных задач обучения и игровых действий.
В процессе игровой деятельности от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний и умений в различных областях.
В процессе игр обогащается запас знаний об окружающем мире, пополняется лексический запас, развивается знако-символическая функция сознания как возможность замещения предмета другим предметом.
Таким образом, игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально - волевая сфера.
Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.