тишакова любовь сергеевна
Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Новые условия предъявляют новые требования к образованию,
когда НЕ ЗНАНИЯ, а ПОНИМАНИЕ становится
основной задачей воспитания и сознания.
С. П. Капица
Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика подчеркивает необходимость индивидуализации образовательных программ. Тем не менее, отношение самих школьников к процессу обучения может быть не всегда однозначным.
Публикация «Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе» размещена в разделах
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.
В 2017-18учебном году в 7-8 классах обучается 5 учащихся по адаптированной общеобразовательной программе по Истории для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Данная программа ставит следующие цели:
• изучение исторического материала;
• овладение знаниями и умениями;
• коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
• формирование личностных качеств гражданина;
• подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
• усвоить важнейшие факты истории;
• создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
• усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
• овладеть умением применять знания по истории в жизни;
• выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
• гражданское воспитание учащихся;
• патриотическое воспитание;
• воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
• нравственное воспитание;
• эстетическое воспитание;
• трудовое воспитание;
• экологическое воспитание;
• правовое воспитание;
• формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
• развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья уровень познавательных возможностей крайне низкий, отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Представления об окружающем мире сужены. Запоминание учебного материала даётся с большим трудом. Ученики не умеет логически мыслить, анализировать. Мотивация учебной деятельности у ребят снижена.
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в деятельность учения.
Мотивационной основой учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ является:
1. Мотивация интереса
2. Мотивация успеха
3. Положительные эмоции
4. Личность учителя
1. Мотивация интереса :
1). Доступность
• сравнивать исторические явления и события ( восстания: даты, причины, состав участников, требования, итоги)
• анализировать исторический источник (Составьте портрет Бисмарка, Наполеона 1)
• самостоятельно давать оценку историческим явлениям (Парижская коммуна бунт или подвиг)
• читать историческую карту (Назовите страны, владеющие колониями в Африке)
• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх
2). Занимательность (Игровые ситуации, Театрализация (ролевые игры, Состязательность (в команде или с другим учеником)
3). Смена видов деятельности (Читаю, Слушаю, Пишу, Говорю, Думаю)
2. Мотивация успеха
1) Повышенный интерес
- подчеркнуть мотивы предыдущих достижений «мы хорошо поработали над предыдущей темой»,
- вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»,
- усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…»)
После этой фразы, учащиеся живее воспринимают материал.
- занимательность изложения (анекдот, частушка, стих-е, песня.)
- необычная форма преподнесения материала (сатирические плакаты, карикатуры)
- эмоциональность речи учителя
- познавательные игры («Что? Где? Когда?» и др. - развитие коммуникативных навыков общения и положительных межличностных отношений, снятие эмоциональной и физической замкнутости)
- ситуации спора и дискуссии (Парижская коммуна бунт или подвиг)
2) Положительная оценка (поощрения, похвала учителя, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, мобилизация оценкой приложения учеником новых усилий).
3) Педагогическая поддержка - «ты можешь», «он может», «я могу»
3. Положительные эмоции
- снятие чувства тревожности.
- включенность ученика в коллектив,
- отношения сотрудничества учителя и учащегося,
- помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение,
- формирование у учеников адекватной самооценки.
4. Личность учителя. Стремление к максимальной гибкости. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем легкого общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение.
В результате учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ происходит:
- Повышение мотивации к процессу обучения
- Стойкое усвоение знаний
- Приобретение новых умений и навыков
- Развитие самостоятельности и коммуникабельности
- Развитие способности адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников
- Реализация триединых целей процесса обучения
«У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным, интересным и, возможно, вредным» Теодор Рузвельт