Ирина Подкопаева
Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников процессе театрализованной деятельности»
Подкопаева И. И., Ковалева Н. Н.
воспитатели
МБДОУ ДС№62 «Золотой улей», г. Старый Оскол
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение различных задач, одной из которых является: формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных и нравственных качеств.
Публикация «Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
В современном обществе наблюдается снижение морали и нравственности, подмена положительных жизненных установок и ориентиров отрицательными. В ходе наблюдений за детьми, поступающими в ДОО, нами было отмечено, что дети проявляют признаки эгоцентризма, полностью сосредоточившись только на собственных интересах, испытывая желание быть в центре внимания, пытаясь все подчинить собственным правилам, которые определяют для себя самостоятельно. Воспитанники первой младшей группы часто вступают в конфликтные ситуации, с ними достаточно сложно вступить в коммуникацию. Одной из причин этого является то, что пресса, телевидение, художественные и даже анимационные фильмы для детей несут в себе большой заряд агрессии, их атмосфера насыщена отрицательными явлениями. На фоне этого у детей искажаются представления о дружбе, добре, милосердии, справедливости. Учитывая это, мы сделали вывод, что для формирования социально-нравственных представлений и ориентиров детей третьего года жизни эффективным средством станет использование театрализованной деятельности. Она имеет огромные возможности для успешного личностного развития ребенка и позволяет достичь максимального воспитательного эффекта.
Театрализованная деятельность интересна маленькому ребенку. Она приобщает детей к духовным ценностям, воспитывает у них сострадание, чувство сопереживания, развивает навыки вежливого общения.
Поступки положительных героев знакомых сказок становятся для детей образцами для поведения. Это позволяет нам, педагогам с помощью театрализованной деятельности оказывать положительное влияние на воспитание детей младшего дошкольного возраста.
В работе с детьми третьего года жизни мы используем методы театрализации для повышения эффективности формирования социально-нравственных представлений и ориентиров.
В период адаптации детей к условиям детского сада мы используем прием «кукольных разговоров». Педагог берет в руки игрушку (куклу, медвежонка, зайку). Затем от лица этого персонажа «рассказывает» детям потешки, песенки, сказки, развивая желание малышей вступать в контакт, играть вместе со сверстниками. В процессе самообслуживания (умывания, принятия пищи) игрушка подсказывает ребенку, хвалит и подбадривает его. Для знакомства с театрализованной деятельностью мы показываем детям спектакли, подготовленные нами или ребятами старших групп. В ходе самого представления, мы подключаем внимание детей к событиям, происходящим на сцене: просим поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, оказать герою посильную помощь. Дети научились смотреть и понимать происходящее на сцене, выражать эмоции, реагировать на положительные поступки героев. У них появилось желание поступать хорошо, быть вежливыми, проявлять сочувствие.
Прием театрализации постоянно используем в непосредственно организованной деятельности. Например, с целью развития навыков вежливого общения, умения здороваться и прощаться, благодарить, вежливо просить о помощи, мы включаем в эту деятельность игровые ситуации : поздравить куклу Машу, встретить гостей, помочь Зайке приготовить подарки друзьям.
Большую роль отводим индивидуальной работе. Для этого мы успешно используем различные виды театров : пальчиковый, настольный, би-ба-бо и другие. Инсценируя с помощью взрослых различные знакомые им произведения, дети приобретают навыки общения в обществе.
Особое место мы уделяем использованию театрализации на праздниках и развлечениях, где к детям приходят сказочные герои, куклы, лесные зверушки, которые поют, играют с детьми. Сюрпризные моменты, выступления любимых персонажей доставляют ребятам необычайную радость, заставляют их переживать, удивляться, вызывают желание действовать так же, как положительные герои сказки. У детей стали наблюдаться проявления таких личностных качеств, как дружба, взаимопомощь, желание делиться игрушками, вежливость.
Театр мы используем не только как средство развлечения, но и как метод воспитательного воздействия на маленького ребенка, показывая в маленьких спектаклях образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи.
С небольшими подгруппами детей мы проигрываем эпизоды из знакомых сказок, используя маски, костюмы, декорации, Инсценировка русских народных сказок дала возможность познакомить детей с простыми житейскими мудростями. Например, сказка «Репка» воспитывала у детей желание преодолевать любые трудности вместе, подводила к пониманию того, что взаимовыручка и дружба – великая сила. В сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учились проявлять сочувствие. Подобные спектакли помогали детям понять — побеждает дружба, искренность, справедливость, правдивость, доброта и воспитывали у маленьких детей подобные качества.
Театрализованная деятельность стала занимать важное место в педагогическом процессе первой младшей группы, способствовать формированию у детей социально-нравственных представлений и ориентиров.
Литература
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 80 с.
2. Дьяченко Л. П. Организация социально-личностного развития детей в ДОУ // Управление ДОУ. - 2009. - №8. - с. 43
3. Сорокина Н. Ф, Миланович Л. Г. Кукольный театр для самых маленьких. М. : Линка-Пресс, 2009. 224 с.