Получи документы

Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе объёмного моделирования

Екатерина Егорова
Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе объёмного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Это особенно актуально применительно к специфике характера зрения у детей с косоглазием и амблиопией, т. к. монокулярное видение не позволяет воспринимать глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства. Особую сложность в восприятии пространства представляет городская среда, которая из-за больших размеров воспринимается ребенком с нарушением зрения фрагментарно. Неточно отражающиеся зрительные стимулы ослабляют интерес к окружающему миру, снижается общая активность и, как результат, избирательность восприятия.

Публикация «Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе объёмного моделирования» размещена в разделах

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

Виды моделей

1. Предметная модель - имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью.

2. Предметно-схематическая модель.

Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

3. Графические модели.

- Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы, планы). В дошкольном возрасте детям доступны простейшие схемы и планы.

Выбор объемного моделирования обусловлен схожестью используемых предметных моделей по существенным признакам с моделируемыми объектами, интересом детей к объемным постройкам.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

В более же узком значении выражение “пространственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится :

а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п. ;

б) локализация окружающих объектов относительно ребёнка, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч”

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе.

И последнее: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

Данная проблема обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.

Для разработки содержания и методики специальных занятий, направленных на формирование пространственных представлений и навыков практической предметно-пространственной ориентировки у данной группы детей необходимо изучить особенности их ориентации в пространстве на уровне предметно-практической деятельности. Это особенно актуально применительно к специфике характера зрения у детей с косоглазием и амблиопией, т. к. монокулярное видение не позволяет воспринимать глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства.

Воспитатель закрепляет те способы и приёмы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нём, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приёмами в самостоятельной деятельности (игровой, обучающей, бытовой).

Для детей этого возраста актуальным является развитие пространственных представлений воображения в процессе художественного восприятия и продуктивной деятельности в объёме и пространстве.

Цель работы: формирование восприятия пространства и развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения посредством моделирования пространства городской среды.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

Обучение детей работе с плоскостной разверткой для моделирования объемного предмета

Формирование целостного представления об окружающей ребенка городской застройке.

Упражнение в создании простейших моделей пространственных отношений между крупными объектами (здания города).

Обучение моделированию предметно-пространственных построений, открытого пространства.

Упражнение в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы

В перспективе обучение чтению и составление схем и планов.

Коррекционно-развивающие

Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи

Коррекционно-воспитательные

Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умение работать в коллективе и для коллектива.

Участники проекта: Дети старшей и в дальнейшем подготовительной группы, воспитатель, учитель -дефектолог, родители.

Сроки реализации проекта: 1 год.

Тип проекта: творческий, информационный, практико–ориентированный, исследовательский.

Ожидаемые результаты:

• Дети называют условные обозначения предметов на плане

• Дети умеют пользоваться элементарным планом для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве.

• Дети могут ориентироваться по плану в групповой комнате.

• Дети могут ориентироваться по плану на участке детского сада.

• Дети определяют по плану взаимное расположение нескольких помещений внутри детского сада.

• Дети самостоятельно составляют план взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве кукольной комнаты, участка для прогулок, своей комнаты.

• Дети называют ориентиры на близлежащих улицах к детскому саду.

• Самостоятельно составляют план дороги от дома до детского сада (до друга, до бабушки и т. д.).

• Дети узнают основные объекты города и могут найти их на плане.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный.

1. Изучение методической литературы.

2. Подбор детской литературы,пособий,игр.

3. Планирование деятельности по оразовательным областям.

Закрепление знаний о геометрических телах, их отличии от плоских геометрических фигур. Формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

2 этап – Основной

Реализация

Обучение моделированию объектов : из готовых геометрических объектов (работа с конструктором) и из бумаги.

Сделали макет отвлеченного пространства (абстрактный, рассмотрели какие дома

ближе, какие дальше, как они расположены в пространстве).

Далее работу мы продолжили на тематическом коврике «Городская застройка», где дети с помощью схемы построили город из конструктора.

3 этап – Заключительный.

Презентация реализации проекта (оформление выставки в группе, открытое занятие).

Организация предметно – пространственной среды :

Демонстрационный материал города Королё ва: здания,больницы, магазины, детские сады, школы, культурные центры, парки, библиотеки, памятники, аптеки, детские площадки. Организация экскурсии по городу в библиотеку.

Оформление тематического уголка к сюжетно- ролевой игре: «Транспорт», «Строительство», «Детский сад», «Путешествие по городу».

Оформление тематического уголка : Город Королев.

Беседы: «Как мы переходим через улицу», «Мой друг - велосипед», «Мы едем в автобусе» «Что такое улица»

Чтение: Г. Георгиев «Светофор», Н. Кончаловская «Самокат», Л. Новогрудский «Движется - не движется», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»,«Скверная история», «Моя улица», Я. Пишумов «Самый лучший переход», В. Суслов «Его сигнал - для всех закон», О. Тарутин «Для чего нам светофор», загадки о правилах дорожного движения.

Дидактические игры: «Правила движения», «Если ты переходишь через улицу», «Можно - нельзя, правильно - неправильно», «Светофор», «Что я вижу в городе»,»Чудесный мешочек», «Узнай по силуэту», «Деревянный констуктор «Томик»,световой стол с песком.

Продуктивная деятельность: «Разные машины едут по улице», «Городская застройка», «Схема города», «Построим город сами», «Макет улицы», «Улица на которой я живу».

Реализация проекта.

1Этап - Подготовительный:

Содержание деятельности

.Познавательное развитие

Тема: Мы живём в городе.

Прогнозируемые результаты

Закреплять и расширять знания детей о городе; учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.

Содержание деятельности

Тема: Прогулка по городу

Прогнозируемые результаты

Уточнять и расширять знания детей о транспорте : развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи; приучать к культуре поведения в транспорте.

Содержание деятельности

Экскурсия в библиотеку

Прогнозируемые результаты

Познакомить детей с правилами пользования услугами библиотеки. Прививать любовь к книгам, бережное отношение к ним, уважение к труду библиотекарей. Развивать и обогащать словарный запас детей по теме «библиотека», расширять читательский кругозор детей. Закреплять правила дорожного движения. Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах.

Содержание деятельности

Чтение художественной литературы: Г. Георгиев «Светофор», Л. Новогрудский «Движется - не движется», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»,«Скверная история», «Моя улица», загадки о правилах дорожного движения.

Прогнозируемые результаты

Учить внимательно слушать стихотворные произведения; закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице.

Расширятся знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах. Выражать свои мысли о прочитанном.

Содержание деятельности

Тема: В стране геометрических фигур

Прогнозируемые результаты

Закрепление знаний о геометрических фигурах. Дети научаться отличать плоскосные геометрические фигуры от объёмных. Закрепление Названия геометрических тел, у детей произойдёт формирование прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

2 Этап - Основной

Содержание деятельности

Социально – коммуникативное развитие.

Сюжетно - ролевая игра: ««Транспорт», «Строительство», «Библиотека», «Путешествие по городу».

Прогнозируемые результаты

зучив программную методическую литературу по заданной теме, проанализировав особенности детей. Дети научатся развивать сюжет в ходе игры. Дети познакомятся с разными профессиями: библиотекарь,строитель,водитель,шофёр, Дети научатся сооружать постройку несложной конструкции, у детей расширятся представления о работниках библиотеки, воспитывать интерес и уважение к труду транспортников,закреплять знания дорожного движения. Дети узнают больше о профессии экскурсовода. В игре дети узнают про все достопримечательности нашего города. Дети научаться согласовывать замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда этих профессий, расширить словарный запас детей.

Содержание деятельности

Беседы: «Как мы переходим через улицу», «Мой друг - велосипед», «Мы едем в автобусе» «Что такое улица», «Мой город», загадывание загадок по данной теме.

Прогнозируемые результаты

Дети научатся правилам дорожного движения через подвижную игру. Формируются элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. закрепляются название улицы, на которой находиться д\с; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес. Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями. Дети узнают где можно кататься на велосипеде,узнают что существуют велосипедные дорожки для передвижения на данном виде транспорта. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Научатся вести себя в общественном транспорте и в общественных местах.

Содержание деятельности

Речевое развитие

Тема «Наш город», «Моя улица».

Прогнозируемые результаты.

У детей расширятся представления об окружающем мире. Сформируются первичные представления о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улицы, на которой находится детский сад. Расширется словарь по теме: «Наш город», «Моя улица» .

(Королёв, город, Река, Клязьма, проспект Королёва, проспект Космонавтов, площадь Победы, Дворец культуры, главный, красивый, прекрасный строить, любить, беречь, гордиться).

У детей разовьются коммуникативные навыки, диалогическая речь (сформируется умение отвечать на вопросы по картине). Повысится речевая активность. Разовьётся зрительное и слуховое восприятие и внимание, пространственное мышление, общая и тонкая моторика, координация речи с движением, творческое воображение.

Сформируюся навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Содержание деятельности

Тема: «ПДД»,

«Светофорик».

Прогнозируемые результаты

У детей расширятся представления об окружающем мире, сформируются знания о ПДД. Расширется и уточнится словаря по «ПДД» (светофор, водитель, пешеход, переход, переходить, переводить, соблюдать, красный, жёлтый, зелёный, опасный, дорожный).Сформируются знания о труде регулировщика

У детей разовьются коммуникативные навыки, диалогическая речь (сформируется умение отвечать на вопросы по картине). Повысится речевая активность. Разовьётся зрительное и слуховое восприятие и внимание, пространственное мышление, общая и тонкая моторика, координация речи с движением, творческое воображение,связная речь,речевой слух.

Разовьются навыки сотрудничества в игре и на образовательной деятельности, доброжелательность,самостоятельность и активность.

Содержание деятельности

Художественно – эстетическое развитие.

«Построим город сами»

Прогнозируемые результаты

Дети научатся создавать моделирование по образцу, памяти и воображению, понимать назначение окружающих предметов. Закрепится навыков построения устойчивых и симметричных моделей. Закрепятся знания детей об архитектуре родного города Разовьётся у детей цветовосприятие, осязательное и тактильное восприятие, фантазия, воображение, конструкторские способности, творчество. Так же разовьётся у детей самостоятельность мысли, инициативу, смекалку, изобретательность в решении конструктивных задач.

Дети смогут работать как в коллективе, так и по отдельности. Формируется умение ориентироваться на микро - плоскости.

У детей будет побуждаться использованию в игре приобретённых навыков.

Содержание деятельности

Тема:«Городская застройка».

Прогнозируемые результаты

У детей закрепляютя знания об архитектуре родного города;

Дети учатся соблюдать симметрию и пропорции, анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей.

Закрепляется умение заменять одни детали другими, называть детали строительного материала (куб, параллепипед, треугольная призма, арка, конус, цилиндр, брусок).

Развивается образное мышление, воображение, инициативу.

У детей развиваются конструктивные способности. Побуждается интерес к поисковой деятельности детей, к самостоятельности. Воспитывается трудолюбие, терпение.

Развивается умение договариваться, планировать общую деятельность, добиваться общей цели.

Содержание деятельности

Тема: «Макет улицы»

Прогнозируемые результаты.

Дети научатся последовательности создания дома из готовых шаблонов опираясь на схему, макета улицы. Разовьется умение самостоятельно располагать дома, детские площадки,разделять пешеходную часть от проезжей. Воспитывается у детей умение работать в коллективе

Содержание деятельности

Тема:«Улица на которой я живу»

.

Прогнозируемые результаты

У детей закрепляютя знания об архитектуре родного города.

Дети учатся соблюдать симметрию и пропорции, анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей.

Закрепляется умение заменять одни детали другими, называть детали строительного материала (куб, параллепипед, треугольная призма, арка, конус, цилиндр, брусок).

Развивается образное мышление, воображение, инициативу, фантазия.

Содержание деятельности

Тема: «Схема города»

Прогнозируемые результаты

Дети научатся передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные на одной стороне улицы.

Закрепляются технические навыки и умения.

Дети будут уметь самостоятельно, выбирать средства выразительности, используя традиционные и нетрадиционные способы закрашивания.

Дети научатся ориентироваться на схеме и проявлять фантазию в расстановке цвета.

Дети научатся красиво, подбирать (сочетать) цветовую палитру при закрашивании.

Расширять знания детей о разнообразии материалов, из которых строят дома.

Дети научатся различать дома по различным признакам (высота, количество и форма окон, дверей, цвет стен, материал, из которого построен дом и т. д., уточнить знания о перспективе, линии горизонта.

Содержание деятельности

Физическое развитие

Подвижные игры, физкультминутки, дыхательная гимнастика, хождение по неровной плоскости.

Физминутка «Город», «В понедельник», «Вы достать хотите крышу», «дети едут на машине», «Крутятся вперёд колёса».

Пальчиковая гимнастика «Дом» и другие.

Прогнозируемые результаты

У детей развиваются физические (двигательные) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовые качества;

Формируется правильная осанки и предупреждение плоскостопия,мелкая и крупная моторика.

Формируются знания о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах.

3 Этап – Заключительный

Содержание деятельности

Презентация реализации проекта (Оформление выставки в группе,открытое занятие).

Делимся опытом с коллегами, с родителями.

Работа с родителями:

Консультация с родителями «Развивающие игры для детей 5-7 лет»,

«Детское конструирование, как развивающий вид образовательной деятельности детей».

Создание плана дороги от дома до детского сада. Совместная деятельность с родителями.

Папка- передвижка.

Выводы : Дети с удовольствием играли в сюжетно - ролевые игры, конструировали, фантазировали, создавали макеты улицы и самого города. Получили знания о профессиях библиотекарь, регулировщик, водитель, строитель. Закрепили знания о всех видах транспорта. Научились создавать объемные конструкции, ориентироваться на микро-плоскости по схеме, читать ее. Научились ориентироваться в детском саду, участке и на улицах города. И пробовали создавать схемы - маршруты с родителями и сами. Дети получили знания, которые будут использоваться в сюжетно – ролевых, подвижных играх и в жизни. Для себя поставили цель: продолжать создавать проекты, знакомить детей с чем- то новым и интересным, как можно чаще проводить совместные мероприятия с родителями. Поставленные задачи решены и цели достигнуты.

Список используемой литературы:

1) Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая подготовительная группа. Интегрированный подход. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-448 с.

2) Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая и подготовительная группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2009-208 с., переиздание.

3) Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128с.

4) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ,2011. – 336с.

5) Селихова Л. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 206. – 96с.

6) Нищеева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС,2008.- 656с.

7) Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности В настоящее время широкое распространение получил термин «коммуникация» Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами.

Формирование речевых навыков у дошкольников с использованием наглядного моделирования Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые.

Коррекционное занятие по разделу «Развитие зрительного восприятия» в средней группе для детей с нарушением зрения «Овощи» Тема: «Овощи» Форма проведения: подгрупповая (4 чел.) Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить.

Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование. Развлечение на участке «Найди клад» Конспект развл-я в подг. гр. «Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование». «Найди клад» Цель: самостоятельная.

Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения. Носорева М. В. - воспитатель МБДОУ детский.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования Ребенок с нарушением зрения.

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования современного.

Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе объёмного моделирования
Опубликовано: 8 июля 2018 в 18:30
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе объёмного моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Егорова (УИ 88398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД