Татьяна Воробьева
Формирование гигиенических навыков в процессе режимных моментов у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гигиенических навыков в процессе режимных моментов
По какой программе бы не работали педагоги в группах раннего возраста, перед всеми стоят одни задачи по воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самосто-ятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Публикация «Формирование гигиенических навыков в процессе режимных моментов у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Режимные моменты в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формиро-вать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка, полотенце, расческа, горшок).
В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить дер-жать ложку в правой руке.
В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (рас-стегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Игровые умения. В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать игрушки, «учить» свои любимые игрушки правильно кушать, умываться; в играх-демонстрациях с игрушками, показываемых воспитателем, помогать кукле правильно одеваться, приносить зайчику все, что нужно для купания зайчат, и т. п.
Представления
На картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть ни процессы («Девочка умывается», «Мальчик ест кашу», «девочка купает куклу»). Знать предметы, необходимые для умывания (мыло, полотенце, водопроводный кран, вода и т. п., еды (посуда, столовые приборы). Называть предметы и действия (предметы одежды и обуви; действия: снимать, надевать, обувать, расстегивать, шнуровать, завязывать и пр.). Называть некоторые свойства и качества предметов и действий, связанные с выполнением гигиенических процедур ( мыло: розовое, пенится, полотенце: пушистое, красивое, чистое). Переживать положительные чувства в связи выполнением гигиенических действий («Я сам вымыл руки, молодец! Как хорошо, когда руки чистые!»). Рассматривать в зеркале свое чисто вымытое лицо. Знать короткие стихи или потешки об умывании, одевании, еде, повторять их за взрослыми или самостоятельно: «Водичка-водичка, умой мое личико» и пр.
Практические умения
Умывание. С небольшой помощью взрослого мыть руки, соблюдая последовательность: взрослый помогает закатать рукава, отрегулировать струю воды, ребенок самостоятельно мочит руки в воде, берет мыло, намыливает руки; взрослый показывает, как сделать много пены; ребенок повторяет намыливающие движения, смывает мыло, закрывает кран; если кран тугой, взрослый сам окончательно закрывает его; ребенок само-стоятельно вытирает руки и лицо полотенцем, взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы руки и лицо было сухими. По своему побуждению или по напоминанию взрослого ребенок охотно моет руки.
Уход за внешним видом. Радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной прическе. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, грязных рук, непричесанных волос; обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить это. Радоваться, когда такие неприятные моменты устранены. По напоминанию взрослого пользоваться носовым платком, класть его в карманчик.
Поведение за столом. Выражать стремление есть самостоятельно, отказываться от предложения «кормить с ложечки». Держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу. Радоваться, что умеет есть самостоятельно, как старшие. По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой. Замечать по показу воспитателя красиво сервированный стол, красочную посуду, вкусную еду. Узнавать и называть некоторые блюда: суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре, компот, сок, чай. По напо-минанию взрослых говорить «спасибо», помогать убирать за собой тарелку, чашечку, салфетку. Дома иметь «любимую» тарелку, чашку, салфетку, с удовольствием наблюдать, как мама моет посуду, делать попытки вымыть свою чашечку, тарелку, подать
бабушке хлеб, пирожок.
Уход за вещами и игрушками. Вместе со взрослым и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду, ставить. Наблюдать, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду, Принимать участие в мытье игрушек, в купании кукол.
Одевание. Учиться по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки. Знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.
Учитывая особенности детей данного возраста, формирование гигиенических навыков (как и других, осуществляем индивидуально и малыми подгруппами. Как при организации режимных моментов, так и на специально организуемых занятиях, во время сюжетных игр, используя игровые сюрпризные моменты, проблемные ситуации. Я разработала конспекты режимных процессов. Создала копилку используемого художественного слова, собирала материал по крупицам из разных журналов, книг.