МААМ-картинки

Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет «Поэты и писатели о весне»

Надежда Прохорова
Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет «Поэты и писатели о весне»

Сценарий образовательной ситуации с детьми 5-6 лет

в образовательной области «Коммуникация»

[/b]

Тема: «Поэты и писатели о весне»

Творческое название: «Полюбуйся, весна наступает…»

Длительность: 25 мин.

Место проведения: групповая комната

Программные задачи:

1. Продолжать создавать условия для знакомства дошкольников с произведениями русских поэтов и писателей.

Публикация «Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет „Поэты и писатели о весне“» размещена в разделах

2. Развивать творческое воображение, поэтический слух, умение чувствовать, понимать образы лирических произведений (замечать художественный приём олицетворения – наделения окружающего мира человеческими свойствами).

3. Способствовать совершенствованию навыков проведения литературного анализа, сопоставления двух и более художественных произведений.

4. Тренировать умение правильно строить распространённые предложения, использовать в них вводные слова, характеризующие отношение говорящего к сказанному, образовывать и употреблять формы Тв. п. и В. п. существительных.

5. Содействовать формированию умения выразительно читать художественных произведений (их отрывки) наизусть.

6. Воспитывать трепетное отношение к красоте русской природы, любовь к родному языку и поэтическому слову.

Оборудование и материалы:

1. «Волшебное» колечко;

2. Тексты стихотворений: С. Есенин «Черёмуха»; А. Инчин «Блестящие, звенящие, хрустят, как леденцы…»; Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»; С. Маршак «Весенняя песенка»; И. С. Никитин «Весна»; А. Н. Плещеев «Весна»; П. С. Соловьёва «Подснежник»; И. Токмакова «Весна»; Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенняя гроза».

3. Текст сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».

4. Репродукции картин известных художников с изображениями весенних пейзажей.

5. Записи пьесы П. И. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, раскатов грома и т. д.

Ход деятельности

Воспитатель находит необычное колечко.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кому оно принадлежит?

Предположения дошкольников.

(Какой-то девочке, воспитателю, чьей-то маме и т. д.)

Пока хозяин странным образом появившегося в группе предмета не найден, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Колечко» (проводится один раз). Водящий выбирается по считалочке, в роли которой выступает стихотворение С. Маршака:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний,

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как появилось это стихотворение?

Предположения дошкольников.

Воспитатель: Из одного очень красивого русского мифа. Рассказывают, будто в некоторые времена ясный месяц Апрель подарил своей любимой колечко и сказал: «Как захочется тебе меня увидеть, кинь колечко на землю и скажи волшебные слова: «Ты катись, катись, колечко…». Я тут же явлюсь к тебе. А вместе со мной – весна!»

Дети (при необходимости, после подсказки воспитателя) догадываются, что найденное ими колечко – то самое, о котором рассказывает миф.

Воспитатель: Возможно. Но, что же тогда означает его появление?

Ответы детей.

(Например, это может говорить о том, что наступает весна.)

Воспитатель: Какие приметы говорят нам об этом?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте, как пишет о начале весны знамениты русский поэт Ф. И. Тютчев:

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение?

Зима и Весна в нём как будто живые. Что пишет о них автор? (Зима «злится, гонит, суетится, ворчит»; Весна «в окно стучится, хохочет, шумит, румяней стала».)

На каких сказочных героев похожа Зима, а каких напоминает вам красавица Весна? (Возможно, дети вспомнят не только образы из стихотворения («ведьма злая», «прекрасное дитя», но и сходные по характеру образы знакомых им сказок.)

Почему же злится Зима? (Не хочет уходить.)

А в действительности мы можем увидеть, как борются эти два времени года? (Да. В начале весны тёплые дни часто сменяются опять холодными, веет вьюга, идёт снег. Но проходит некоторое время, и весна вновь вступает в свои права.) И вот уже…

В саду, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Воспитатель: Стихотворение «Подснежник», которое я вам только что прочла, написала русская поэтесса П. С. Соловьёва. С кем (или с чем) она сравнивает героя своего произведения? Почему вы так решили? (У него «глазок голубой», он «зелёную выставил ножку», «тихо спросил».)

Мы уже познакомились с двумя стихотворениями о весне. И я бы даже сказала, о её начале, то есть, о марте. А какие ещё весенние месяцы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно.

Словесная игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Ответы детей (Апрель.)

Воспитатель: Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Ответы детей (Май.)

Воспитатель: Вот видите, как здорово, оказывается, знать весенние приметы. Мы даже можем поиграть с вами в нашу любимую игру.

Игра «Когда это бывает?»

(На материале стихотворений известных русских поэтов; с использованием записи пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, жужжания пчёл, раскатов грома и т. д.)

Весенняя песенка

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

С. Маршак

Блестящие, звенящие,

Хрустят, как леденцы.

Под крышами висящие

Сосульки – сорванцы.

Блестящие, звенящие,

Как солнышка лучи.

… Отсюда начинаются

Весенние ручьи.

А. Инчин

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…

С. Есенин

Весна

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

И. С. Никитин

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой…

А. Н. Плещеев

Люблю грозу в начале… (мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

Ф. И. Тютчев

Медведь проснулся

Без печали, без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит – каплет…

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Заливает – не до сна!

Вылез он и видит: лужи,

Тает снег…

Пришла весна.

Г. Ладонщиков

Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение о медведе? Хотите рассказать его вечером родителям? Тогда нам придётся его заучить.

Заучивание стихотворения

Воспитатель предлагает тем, кто хоть немного запомнил слова, негромко повторять их вместе с ней. Стихотворение читается ещё 3-4 раза со сменой приёма чтения:

хором, вторя воспитателю;

первое четверостишие рассказывают девочки, второе мальчики, а третье – все вместе.

хором, вместе с воспитателем;

втроём, по одному четверостишию каждый.

Воспитатель: Похожую историю, ребята, подсмотрел однажды в лесу автор многих произведений для детей Н. Сладков и написал об увиденном замечательную сказку.

Медведь и солнце

Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

Не я, Медведушко, виновата,. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

Ах, так это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило! – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать.

Сопоставительный анализ двух близких по сюжету произведений

Воспитатель: Что общего у этих двух историй? Чем они отличаются? (Одна написана прозой, другая – стихами; в одной несколько героев и есть диалоги, в другой – герой один и только авторская речь.)

Как вы считаете, похожи между собой эти медведи? Почему, да? (Почему, нет)

Задание на развитие творческого воображения «Миф о Весне»

Воспитатель: Ребята, сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце» заканчивается словами: «Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать». А откуда приходит к нам красавица Весна?

Где она живёт? Что делает в зимние холода?

Кого мы считаем её гонцами и посланниками?

Как Весна узнаёт, что пришло её время? (Один из вариантов: в тереме Весны есть волшебные часы, на циферблате которых вместо цифр – названия месяцев. Как только стрелка доходит до месяца Март, Весна начинает собираться в дорогу.)

Кем приходятся Весне тёплое Лето, мудрая Осень, снежная, морозная, седая Зима? (К примеру, матушкой, бабушкой, злой тёткой соответственно.)

Кто её отец?

Есть ли у Весны братья и сёстры?

Воспитатель: Народная примета, дети, гласит: увидел грача – весну встречай. Кто-нибудь из вас уже видел на дороге этого посланника Весны? Я тоже не видела. А, может, мы просто плохо смотрели? Давайте попробуем его поискать и сделаем это прямо сейчас, на прогулке.

Публикации по теме:

«Снегирь на ветке калины». Сценарий образовательной ситуации по рисованию для детей дошкольного возраста 4–5 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской.

Конспект образовательной деятельности с детьми 3–4 лет Тема: «В гости к Весне» .

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Беседа о весне» Цель: Уточнить название весенних месяцев Закрепить знания народных примет о весне Развивать речь и желание участвовать в беседе Материал:.

Сценарий физкультурного досуга с детьми подготовительной группы «Весна идет, весне дорогу» Цель: Формировать двигательную активность, активизировать коммуникативную, познавательную, творческую деятельность детей. Достигать положительного.

Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой» .

Сценарий образовательной ситуации по технологии «Группой сбор». «А. С. Пушкин — выдающийся человек» (6–7 лет) Пояснительная записка Данная разработка - образовательных ситуаций, представлена по теме дня «А. С. Пушкин - выдающийся человек нашего общества».

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Земля — наш дом» .

Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Поможем Петушку» Цель: тренинг уровня сформированности представлений (знаний) о геометрических фигурах. Образовательные задачи. • Закрепить представления.

Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Тема: Петушок,.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Космический пейзаж» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет «Поэты и писатели о весне»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 12:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД