Надежда Прохорова
Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет «Поэты и писатели о весне»
▼ Скачать +Заказ
Сценарий образовательной ситуации с детьми 5-6 лет
в образовательной области «Коммуникация»
[/b]
Тема: «Поэты и писатели о весне»
Творческое название: «Полюбуйся, весна наступает…»
Длительность: 25 мин.
Место проведения: групповая комната
Программные задачи:
1. Продолжать создавать условия для знакомства дошкольников с произведениями русских поэтов и писателей.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации с детьми 5–6 лет „Поэты и писатели о весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
2. Развивать творческое воображение, поэтический слух, умение чувствовать, понимать образы лирических произведений (замечать художественный приём олицетворения – наделения окружающего мира человеческими свойствами).
3. Способствовать совершенствованию навыков проведения литературного анализа, сопоставления двух и более художественных произведений.
4. Тренировать умение правильно строить распространённые предложения, использовать в них вводные слова, характеризующие отношение говорящего к сказанному, образовывать и употреблять формы Тв. п. и В. п. существительных.
5. Содействовать формированию умения выразительно читать художественных произведений (их отрывки) наизусть.
6. Воспитывать трепетное отношение к красоте русской природы, любовь к родному языку и поэтическому слову.
Оборудование и материалы:
1. «Волшебное» колечко;
2. Тексты стихотворений: С. Есенин «Черёмуха»; А. Инчин «Блестящие, звенящие, хрустят, как леденцы…»; Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»; С. Маршак «Весенняя песенка»; И. С. Никитин «Весна»; А. Н. Плещеев «Весна»; П. С. Соловьёва «Подснежник»; И. Токмакова «Весна»; Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенняя гроза».
3. Текст сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».
4. Репродукции картин известных художников с изображениями весенних пейзажей.
5. Записи пьесы П. И. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, раскатов грома и т. д.
Ход деятельности
Воспитатель находит необычное колечко.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кому оно принадлежит?
Предположения дошкольников.
(Какой-то девочке, воспитателю, чьей-то маме и т. д.)
Пока хозяин странным образом появившегося в группе предмета не найден, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Колечко» (проводится один раз). Водящий выбирается по считалочке, в роли которой выступает стихотворение С. Маршака:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний,
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как появилось это стихотворение?
Предположения дошкольников.
Воспитатель: Из одного очень красивого русского мифа. Рассказывают, будто в некоторые времена ясный месяц Апрель подарил своей любимой колечко и сказал: «Как захочется тебе меня увидеть, кинь колечко на землю и скажи волшебные слова: «Ты катись, катись, колечко…». Я тут же явлюсь к тебе. А вместе со мной – весна!»
Дети (при необходимости, после подсказки воспитателя) догадываются, что найденное ими колечко – то самое, о котором рассказывает миф.
Воспитатель: Возможно. Но, что же тогда означает его появление?
Ответы детей.
(Например, это может говорить о том, что наступает весна.)
Воспитатель: Какие приметы говорят нам об этом?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте, как пишет о начале весны знамениты русский поэт Ф. И. Тютчев:
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение?
Зима и Весна в нём как будто живые. Что пишет о них автор? (Зима «злится, гонит, суетится, ворчит»; Весна «в окно стучится, хохочет, шумит, румяней стала».)
На каких сказочных героев похожа Зима, а каких напоминает вам красавица Весна? (Возможно, дети вспомнят не только образы из стихотворения («ведьма злая», «прекрасное дитя», но и сходные по характеру образы знакомых им сказок.)
Почему же злится Зима? (Не хочет уходить.)
А в действительности мы можем увидеть, как борются эти два времени года? (Да. В начале весны тёплые дни часто сменяются опять холодными, веет вьюга, идёт снег. Но проходит некоторое время, и весна вновь вступает в свои права.) И вот уже…
В саду, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Воспитатель: Стихотворение «Подснежник», которое я вам только что прочла, написала русская поэтесса П. С. Соловьёва. С кем (или с чем) она сравнивает героя своего произведения? Почему вы так решили? (У него «глазок голубой», он «зелёную выставил ножку», «тихо спросил».)
Мы уже познакомились с двумя стихотворениями о весне. И я бы даже сказала, о её начале, то есть, о марте. А какие ещё весенние месяцы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно.
Словесная игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Ответы детей (Апрель.)
Воспитатель: Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Ответы детей (Май.)
Воспитатель: Вот видите, как здорово, оказывается, знать весенние приметы. Мы даже можем поиграть с вами в нашу любимую игру.
Игра «Когда это бывает?»
(На материале стихотворений известных русских поэтов; с использованием записи пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, жужжания пчёл, раскатов грома и т. д.)
Весенняя песенка
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
С. Маршак
Блестящие, звенящие,
Хрустят, как леденцы.
Под крышами висящие
Сосульки – сорванцы.
Блестящие, звенящие,
Как солнышка лучи.
… Отсюда начинаются
Весенние ручьи.
А. Инчин
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
Черёмуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…
С. Есенин
Весна
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
И. С. Никитин
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
А. Н. Плещеев
Люблю грозу в начале… (мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
Ф. И. Тютчев
Медведь проснулся
Без печали, без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит – каплет…
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег…
Пришла весна.
Г. Ладонщиков
Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение о медведе? Хотите рассказать его вечером родителям? Тогда нам придётся его заучить.
Заучивание стихотворения
Воспитатель предлагает тем, кто хоть немного запомнил слова, негромко повторять их вместе с ней. Стихотворение читается ещё 3-4 раза со сменой приёма чтения:
хором, вторя воспитателю;
первое четверостишие рассказывают девочки, второе мальчики, а третье – все вместе.
хором, вместе с воспитателем;
втроём, по одному четверостишию каждый.
Воспитатель: Похожую историю, ребята, подсмотрел однажды в лесу автор многих произведений для детей Н. Сладков и написал об увиденном замечательную сказку.
Медведь и солнце
Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.
Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
Не я, Медведушко, виновата,. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.
Ах, так это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!
Ах, так это Солнце мне штаны промочило! – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать.
Сопоставительный анализ двух близких по сюжету произведений
Воспитатель: Что общего у этих двух историй? Чем они отличаются? (Одна написана прозой, другая – стихами; в одной несколько героев и есть диалоги, в другой – герой один и только авторская речь.)
Как вы считаете, похожи между собой эти медведи? Почему, да? (Почему, нет)
Задание на развитие творческого воображения «Миф о Весне»
Воспитатель: Ребята, сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце» заканчивается словами: «Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать». А откуда приходит к нам красавица Весна?
Где она живёт? Что делает в зимние холода?
Кого мы считаем её гонцами и посланниками?
Как Весна узнаёт, что пришло её время? (Один из вариантов: в тереме Весны есть волшебные часы, на циферблате которых вместо цифр – названия месяцев. Как только стрелка доходит до месяца Март, Весна начинает собираться в дорогу.)
Кем приходятся Весне тёплое Лето, мудрая Осень, снежная, морозная, седая Зима? (К примеру, матушкой, бабушкой, злой тёткой соответственно.)
Кто её отец?
Есть ли у Весны братья и сёстры?
Воспитатель: Народная примета, дети, гласит: увидел грача – весну встречай. Кто-нибудь из вас уже видел на дороге этого посланника Весны? Я тоже не видела. А, может, мы просто плохо смотрели? Давайте попробуем его поискать и сделаем это прямо сейчас, на прогулке.