МААМ-картинки

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Земля — наш дом»

Евгения Лапшина
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Земля — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы

Основная образовательная область «Познание»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Педагог: Лапшина Евгения Валерьевна воспитатель МДОУ детского сада общеразвивающего вида № 131 г. Ярославля

Тип ситуации : «Открытие» нового знания.

Тема: «Земля - наш дом».

Основная цель: формирование представлений детей об особенностях строения почвы и жизни почвенных жителей.

Задачи:

образовательные :

Публикация «Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе „Земля — наш дом“» размещена в разделах

сформировать элементарные представления

о строении почвы;

о почвенных жителях (животные, насекомые, черви, личинки и т. п.).

развивающие:

содействовать развитию

мыслительных операций: наблюдения, сравнения, анализа;

зрительного внимания и восприятия;

качеств личности: любознательности, настойчивости;

мелкой моторики.

формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы.

воспитательные:

развивать коммуникативные умения при работе в группе;

содействовать развитию чувства прекрасного;

содействовать развитию чувства удовлетворения от результатов совместной работы;

содействовать развитию активности и самостоятельности в познавательной деятельности.

Материалы к занятию.

Техническое оснащение: проектор, экран, CD проигрыватель.

Слайды.

«Птицы»

«Корова»

«Река»

«Крот»

«Медведка»

«Дождевой червь»

«Личинка майского жука»

Фонограммы: пение журавлей, мычание коровы, шум реки.

Демонстрационный материал:

Плакат с разграничением по зонам (небо, травяной покров, вода, почва).

Раздаточный материал:

1. Картинки птиц (размер А4 и А8)- по 1 шт. каждого размера

2. Картинки животных (размер А4 и А8) – по 1 шт. каждого размера

3. Картинки рыб (размер А4 и А8) - по 1 шт. каждого размера

4. Картинки почвенных животных и насекомых (размер А8) – 4 шт.

5. Лабораторный комплект для проведения эксперимента (из расчета 1 комплект на одного ребенка) : пластиковый стаканчик с рыхлой почвой, банка с водой.

6. Двухсторонний скотч.

Герой: Гость с планеты Таллана (взрослый)

Предварительная работа:

1. Знакомство с разными птицами, особенностями их строения, средой обитания, кормом;

2. Знакомство с разными животными, особенностями их строения, средой обитания, кормом;

3. Знакомство с разными рыбами, особенностями их строения, средой обитания, кормом;

4. Разучивание стихотворения «Земля» Пономаревой Ж.

5. Рассматривание энциклопедий.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию

(хочу-могу-надо).

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

обращение к личному опыту детей;

создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Дети с педагогом входят в зал.

- Дети, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Подойдите к ним, поздоровайтесь. Спросите, как их зовут, назовите свое имя, поинтересуйтесь, какое у них настроение?

Дети подходят к гостям, здороваются с ними, называют свои имена, задают гостям вопросы. Затем подходят к воспитателю, садятся на стульчики.

- Ребята, вы когда-нибудь ходили или ездили в гости? (да).

- А к вам приходили или приезжали гости? (да)

- Как встречают гостей, как с ними обращаются? (Нужно поздороваться, (Пригласить в дом, (Предложить угощение, (Спросить какое у них настроение, (Предложить поиграть вместе).

- Ребята, у нас сегодня гость, но гость необычный. Его зовут Тику-Тику, он с далекой планеты Таллана. Сейчас он подойдет к нам.

Выходит Тику-Тику.

- Приветствую вас, земляне!

Дети здороваются.

- Я и мои друзья давно путешествуем в космосе. Пролетая мимо вашей планеты, мы были так восхищены ее красотой, что не могли не задержаться здесь. Мои друзья отправили меня сюда, чтобы я узнал как можно больше о вашей чудесной Земле.

- Ребята, вы хотите помочь нашему гостю? (Да, конечно, (Очень хотим)

- Мы сможем это сделать? (Да, (Да, сможем).

- Почему? (Потому-что мы добрые, (Потому что мы любознательные, (Потому-что мы дружные).

- Как мы будем помогать Тику-Тику? (Нужно рассказать ему, что мы знаем о нашей планете, (Дать ему книги о нашей планете, (Отправиться на прогулку и рассказать о том, что мы увидим).

- Я предлагаю отправиться на прогулку. Будем показывать и рассказывать нашему гостю обо все, что нам там встретиться!

Речь с движением «Земля». Дети повторяют за педагогом движения по ходу стихотворения.

- Замечательно, друзья,

Что наш дом родной - Земля.

Никаких сомнений нету -

Это лучшая планета!

С голубым высоким небом,

Зреющим на нивах хлебом,

Широтою океанов,

Высотою перевалов,

Шумной жизнью городов,

Тихим шелестом лесов.

Травы, звери, птицы, люди,

Всё, что было, есть и будет,

Всё, что видим мы кругом -

Это в космосе наш дом.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей (знание условий, необходимых для существования жизни на Земле (тепло, вода и воздух, знания о птицах, животных, рыбах) необходимых для открытия нового знания.

Требования:

актуализация изученных способов действия (эксперимент, определение причинно-следственных связей);

знаний, достаточных для построения нового знания.

- Давайте немного отдохнем. Ребята, скажите, что нужно, чтобы на Земле существовала жизнь? (Вода, (Воздух, (Солнце, (Тепло).

- Совершенно верно. Без этих условий, жизнь на Земле была бы невозможна.

Слайд «Птицы», аудиозапись «пение журавлей».

Гость

- Ой, кто это? Такие красивые и грациозные! (Это птицы, (Это журавли).

Педагог

- Да, Тику-Тику, это птицы. Ребята сейчас тебе о них расскажут. Да, ребята? (Да, конечно, (Расскажем).

Дети, с помощью наводящих вопросов педагога, рассказывают о птицах (строение, чем питаются, где живут).

Гость

- Как интересно!

Педагог

- На земле живет очень много самых разнообразных птиц. Одни живут в жарких странах, другие в странах с умеренным климатом. Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра: «Птицы жарких стран и нашей полосы».

Цель: закрепление и систематизация представлений о птицах.

- Сейчас я вам предлагаю вспомнить какие птицы живут в жарких странах, а какие в нашей полосе. Каждый выберет себе картинку. Затем в одну группу соберутся птицы жарких стран, а в другую птицы нашей полосы.

На столе разложены картинки птиц (попугай, тукан, страус, павлин, ворона, голубь, дятел и синица). Дети выбирают картинки. Делятся на две группы.

- Объясните, почему вы так разделились? (Потому что мы – птицы жарких стран, (Потому что мы - птицы нашей полосы).

- Все согласны? (Да).

- Молодцы! Видишь Тику-Тику, какие у нас живут птицы?

- Да. Они очень красивые!

- Ну что идем дальше? (Да).

Фонограмма: «В мире животных»

Слайд «Корова»

Фонограмма: мычание коровы

Гость

- Спасите! Кто это, такой страшный и издает такие громкие грозные звуки? (Это корова).

Педагог

- Да, Тику-Тику. Это - корова. Ребята, к кому относится корова? (Это животное, (Это домашнее животное).

- Правильно. Ребята, расскажите нашему гостю о животных.

Дети, с помощью наводящих вопросов педагога рассказывают о животных (строение, корм, где живут)

Гость

- Просто удивительно!

Педагог

- На земле живут самые разнообразные животные. Одни являются хищниками, а другие – растительноядными. Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра: «Хищники и растительноядные животные»

Цель: закрепление и систематизация представлений и животных.

- Сейчас, я вам предлагаю вспомнить какие животные относятся к хищникам, а какие к растительноядным. Выберете картинки и разделитесь на две группы.

На столе разложены картинки животных (медведь, волк, слон, жираф, лошадь, корова, кошка и тигр). Дети выбирают картинки и делятся на две группы.

- Объясните, почему вы так разделились? (Мы – хищники, потому что мы питаемся, (Мы – растительноядные, потому что мы питаемся).

- Все согласны? (Да).

- Молодцы! Нравятся тебе, Тику – Тику, наши животные?

Гость

- Да. Они такие разные! Некоторые очень забавные, а некоторые немного страшные.

Педагог

- Идем дальше? (Да).

Фонограмма «В мире животных»

Слайд «Река»

Фонограмма: шум реки

Гость

- Что это? (Это река).

- А в ней кто-нибудь живет? (Конечно, (В ней живут рыбы).

- Рыбы? А какие они?

Дети с помощью наводящих вопросов педагога рассказывают о рыбах (строение, корм)

Гость

- Я все больше восхищаюсь Землей!

Педагог

- На нашей планете существует множество самых разных рыб. Одни живут в морях и океанах, другие в реках и озерах. Ребята, давайте поиграем и заодно покажем нашему гостю какие бывают рыбы.

Игра: «Речные и морские рыбы»

Цель: закрепление и систематизация представлений о рыбах.

- Сейчас, я вам предлагаю вспомнить какие рыбы живут в реках и озерах, а какие в морях и океанах. Выберете картинки и разделитесь на две группы.

На столе разложены картинки рыб (карась, лещ, щука, сом, акула, кит, рыба-ёж и рыба-меч). Дети выбирают картинки и делятся на две группы.

- Объясните, почему вы так разделились? (Мы живем в морях и океанах, (Мы живем в реках и озерах)

- Все согласны? (Да).

- Молодцы! Видишь, Тику-Тику, какие разные рыбы?

- Да.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

создание ситуации затруднения;

фиксация в речи причины затруднения.

Педагог

- Уважаемый гость, что бы ты еще хотел узнать о нашей планете?

Гость

- Скажите пожалуйста, а внутри Земли кто-нибудь живет?

Педагог

- Внутри Земли есть несколько слоев. Жизнь есть в верхнем слое – в почве.

Гость

- А кто там живет?

Педагог

- Ребята, кто живет в почве? (Разные червяки, (Насекомые, (Крот).

Гость

- А как они там могут жить? Вы говорили, что для жизни нужен воздух. Разве он есть в почве?

Педагог

Ребята, как вы думаете, в почве есть воздух? (Да, есть, (Нет воздуха, (Мы не знаем).

- У нас есть несколько мнений. Мы затрудняемся ответить на вопрос. Как можно выяснить, есть ли в почве воздух? (Можно прочитать в книгах, (Можно у кого-нибудь спросить, (Можно посмотреть в интернете, (Можно провести эксперимент).

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

фиксация нового знания в речи;

создание ситуации успеха.

Педагог

- Что интереснее, посмотреть в интернете или провести эксперимент? (Провести эксперимент).

- Проведем эксперимент. Подойдите к столам.

Дети подходят к столам. На столах находятся банка с водой и пластиковый стаканчик с рыхлой почвой.

- Вы видите банку с водой и пластиковый стаканчик с рыхлой почвой. Сейчас аккуратно высыпьте почву из стаканчика в банку с водой.

Дети пересыпают почву в банку.

- Что вы заметили? (В банке появились пузырьки, (Вверх поднимаются пузырьки).

- Что же это за пузырьки, откуда они взялись? (Это воздух из почвы, (Это пузырьки воздуха).

- Абсолютно верно. Это пузырьки воздуха из почвы. Всякому животному, чтобы жить, необходимо дышать. Для дыхания в почве иные условия, чем в воде или в воздухе. В состав почвы входят твердые частицы, вода и воздух. Твердые частицы в виде небольших комочков занимают немногим более половины объема почвы; остальной объем приходится на долю промежутков — пор, которые могут быть заполнены воздухом (в сухой почве) или водой (в почве, насыщенной влагой). Как правило, вода покрывает тонкой пленкой все почвенные частицы; остальное пространство между ними занято воздухом, насыщенным водяными парами.

- Видишь, Тику-Тику, в почве есть воздух, поэтому там тоже возможна жизнь. Ребята, Тику-Тику, подойдите сюда, я немного расскажу вам о почвенных обитателях.

Дети и гость подходят к экрану.

Слайд «Крот»

- Крот идеально приспособлен к жизни под землёй. Бархатистая короткая густая шерсть защищает кожу крота от соприкосновения с почвой, и позволяет ему без труда двигаться вперёд и назад. Передние ноги крота представляют собой своеобразное роющее устройство. Глаза у крота маленькие и скрыты в шерсти. Они практически бесполезные, так как под землёй темно. Зато у зверька хорошо развит слух, прекрасное обоняние и осязание, которые помогают ему отыскивать пищу. Основной пищей крота в природе являются дождевые черви, личинки и куколки насекомых, живущие в земле взрослые насекомые. Если в ходах окажется мышь, землеройка или лягушка, он и их не упустит.

Слайд «Дождевой червь»

- По образу жизни черви — животные ночные, и ночью можно наблюдать, как они копошатся повсюду в большом количестве, оставаясь при этом своими хвостами в норках. Вытягиваясь, они обшаривают окружающее пространство, захватывают ртом сырые опавшие листья и затаскивают их в норки. Большую часть дня черви остаются в своем жилище. Дождевые черви всеядны. Они заглатывают огромное количество земли, из которой усваивают органические вещества, точно так же поедают они большое количество всевозможных полусгнивших листьев. Черви наилучшим образом приготовляют почву для произрастания растений: они разрыхляют ее так, что не остается комочка крупнее, чем они могут проглотить, облегчают проникновение в почву воды и воздуха. Равномерно перемешивая почву и растительные остатки, они готовят плодородную смесь, подобно садовнику.

Слайд «Медведка»

- Медведка - грозный вредитель сельскохозяйственных культур. Нередки случаи, когда она полностью уничтожает всю рассаду капусты, огурцов, томатов, многие другие культуры. Бороться с ней, не зная особенностей биологии вредителя, очень трудно. Этот вид насекомых за миллионы лет существования очень хорошо приспособился и обладает высокой выживаемостью. Взрослые медведки кроме растительной пищи кормятся еще и животной: дождевыми червями, стрекозами, личинками божьих коровок (все они чрезвычайно полезны для человека, а также куколками различных бабочек, гусеницами и майскими жуками.

Слайд «Личинка майского жука»

- Личинки майского жука живут в почве от 3 до 4 лет, пока не превратятся во взрослого жука. Считаются вредителями в садоводчестве. Они подгрызают корни клубники, различных овощных культур, плодово-ягодных деревьев и кустарников. Нравится им клубни картофеля и корни кукурузы. Любят кушать и корни сосны, кедра, березы, лиственницы, ели.

- Все понятно? Ребята, Тику-Тику? (Да).

- Конечно почвенных обитателей намного больше и вы можете прочитать об них в книгах и энциклопедиях, или посмотреть в интернете.

- Какие же вы молодцы, мальчики и девочки! Вы сейчас сами узнали, что в почве есть воздух и какие почвенные животные существуют на нашей планете.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление нового знания у детей в играх и упражнениях.

Требования:

соответствие используемых игр цели занятия;

индивидуальные затруднения в играх;

ситуация успеха в совместной деятельности.

Гость

- Спасибо, вам ребята! Я узнал много интересного о вашей планете, теперь мне есть что рассказать моим друзьям. Но как мне все это запомнить и ничего не перепутать?

Игра 1 «Изготовление картинок»

Цель: закрепление нового знания.

Педагог

- Чтобы Тику-Тику и его друзья все запомнили, давайте изготовим для них картинки. Подойдите к столам и изготовьте картинки.

Дети подходят к столам и изготавливают картинки животных, птиц и насекомых, используя двухсторонний скотч.

Игра 2 «Коллаж «Кто где живет»»

Цель: закрепление умения соотнести картинку с местом на коллаже.

Педагог

- Ребята, у нас есть вот такой плакат.

Педагог обращает внимание детей на плакат с разграничением по зонам (небо, травяной покров, вода, почва).

- Давайте прикрепим подготовленные вами картинки на этот плакат, чтобы нашему гостю было проще рассказывать своим друзьям все то, что он узнал о нашей планете с вашей помощью.

Дети по очереди подходят к плакату и прикрепляют картинки, объясняя свое решение. Затем дарят плакат гостю.

Гость

- Вот здорово вы придумали ребята! Теперь я точно ничего не перепутаю.

Педагог

- Пришло время возвращаться в детский сад. Вставайте в колонну по одному. Отправляемся в детский сад.

Под стихотворение «Земля» дети с педагогом возвращаются на стульчики.

6. Итог.

Цель: организация рефлексии и самооценки деятельности.

Требования:

организация анализа детской цели;

фиксация нового знания в речи;

определение выполнения взрослой цели.

Педагог

- Где мы были сегодня? (На прогулке, (Мы гуляли).

- Для чего мы отправились на прогулку? (Чтобы помочь Тику-Тику, (Чтобы рассказать Тику-Тику о нашей планете).

- Вам это удалось? (Да, (Да, мы помогли Тику-Тику).

- Что нового вы узнали во время прогулки? (Мы узнали, что в почве есть воздух, (Мы узнали, что в почве тоже есть жизнь).

- Что интересного было на прогулке? (Проводили эксперимент, (Узнали о жителях почвы).

- Что было трудно? (Догадаться, есть ли в почве воздух, (Называть животных и птиц, (Было трудно делиться на группы).

- Где вам может пригодиться знание о строении почвы и ее жителях? (В школе, (Когда помогаю родителям на даче).

- С кем вы можете поделиться этими знаниями? (С родителями, (С друзьями).

- Сегодня вы открыли очень важные знания и помогли нашему гостю с далекой планеты Таллана. Новые знания обязательно пригодятся вам в жизни. Вы были любознательными, помогали друг другу и у вас все получилось. Мне очень приятно, что у вас получается узнать что-то новое самостоятельно!

-Давайте попрощаемся с нашим гостем. Пригласите его обязательно еще раз к нам в гости.

Дети прощаются с гостем.

- Подойдите к гостям и попрощайтесь с ними.

Дети подходят к гостям, прощаются с ними, выходят.

Публикации по теме:

«Азбука безопасности». Конспект развивающей образовательной ситуации в подготовительной группе «Важней всего — ребёнок!» Конспект развивающей образовательной ситуации в подготовительной группе. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО - РЕБЁНОК!» Программное содержание: -закреплять.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ЦОР. Беседа «Планета Земля в опасности» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ЦОР: Беседа «Планета Земля в опасности» Воспитатель: Идрисова.

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе «Поможем смурфляндии» ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №230 ОАО «РЖД» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ «ПОМОЖЕМ СМУРФЛЯНДИИ».

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе «Путешествие в Смурфляндию» ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №230 ОАО «РЖД» Конспект образовательной ситуации «Путешествие в Смурфляндию».

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Поможем Гульчечек» Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Поможем Гульчечек» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Изобразительная.

Разработка сценария образовательной ситуации в подготовительной группе «Животные Севера» ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о животных Севера и образе их жизни. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: • продолжать знакомить детей с животными.

Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой» .

Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Поможем Петушку» Цель: тренинг уровня сформированности представлений (знаний) о геометрических фигурах. Образовательные задачи. • Закрепить представления.

Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Тема: Петушок,.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Космический пейзаж» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Земля — наш дом»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 16:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Земля — наш дом»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Лапшина (УИ 237565) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД