Получи документы

Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества (2 фото)

Ольга Чербаджи
Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Уильям  блейк:
В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Кажется, эти слова мог сказать ребенок. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.

Публикация «Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества» размещена в разделах

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнул многолетний труд в детском санатории, наблюдения за детьми и потребность родителей в занятиях со своими детьми. Сейчас наш санаторий называется – санаторий для детей с родителями. Мы с педагогическим коллективом искали приемлемые формы работы, чтобы в занятиях принимали участие не только дети, но и сопровождающие лица.

Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС выдвигает вопросы социальной значимости воспитания активной творческой личности. Подвижности требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Но еще, как известно, творчество обладает целительной силой, помимо диагностического и воспитательного может иметь терапевтическое и коррекционное значение. Терапевтические цели: эмоциональный настрой, покой; создавая свой объект, ребенок проигрывает «свои переживания», в том числе и негативные.

В чем заключается задача воспитателя – вырастить не только сознательного члена общества, не только здорового и крепкого, но и – обязательно – инициативного, думающего работника, способного найти творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

А это возможно, если окружить ребенка такой средой, которая бы стимулировала самую разнообразную его творческую деятельность. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в творческой деятельности. В этот период важно раскрывать перед ним мир музыки, сказки, театра, танца, декоративно-прикладного искусства. Знакомясь с предметами, созданными руками человека, малыш начинает отличать рукотворное от природного, красивое от нелепого, реальное от воображаемого.

В нашем санатории ребенок находится вместе со взрослым. Предлагаемые нашими педагогами занятия могут быть сложны для самостоятельного творческого процесса, поэтому рассчитываем на совместную деятельность ребенка и взрослого – не «вместо», а «вместе». Результат принесет не автоматический повтор движений, а совместные осознанные действия.

Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества

Зачастую родители, да и педагоги, заставляют детей повторять все действия, которые производят они, в этом случае малыш совершенно не включает в процесс свой собственный познавательный опыт. Плоха и другая крайность – предоставить детям такую самостоятельность, чтобы они оказались «один на один» с окружающей действительностью. Пути к ее познанию и отображению они будут вынуждены искать на ощупь, и можно поручиться, что в подавляющем большинстве случаев эти пути окажутся не лучшими. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребенка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума : «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Надо обязательно учить ребенка, но не исполнительным действиям, а действиям, которые позволяют обследовать предметы, обнаруживать в них те или иные свойства, сравнивать их, делать выводы. Только на этой основе может пробудиться затем и собственная творческая активность. Стараться подвести ребенка к осознанию цели труда: «Открытку делаем для мамы», «Рисунок украсит комнату» и т. д.

Фото №1 Уильям блейк В одном мгновеньи видеть вечность Огромный мир в зерне песка В единой горсти бесконечность И небо в чашечке цветка

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям» (камешкам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам, конфетным оберткам и т. д.). Для взрослого это ненужные вещи, а для ребенка они ценней и значимей, чем дорогие игрушки. Вот педагогический коллектив санатория и решил включить этот «необычный материал» в детское творчество. Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему и в творческой деятельности. Параллельно ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма». Поквартально проводятся мастер-классы для родителей, желающих получить определенные знания о развитии творческих способностей детей. Ручной труд – это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике в реальной жизни. Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. При организации ручного труда мы учитываем основные этапы творческой деятельности детей :

1 этап – возникновение замысла;

2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап – анализ результатов.

Дети вместе с воспитателями и родителями изготавливают игрушки, поделки, гирлянды и др. из подручного материала к различным праздникам. Еще одна добрая традиция по применению в жизни поделок, сделанных своими руками – подарки-сувениры ко Дню Победы, папам ко Дню защитника Отечества, мамам в День матери и Международные женский день, родным и близким на Новый год и Рождество и т. д. Актуальность и необходимость этого вызвана потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации. Из результатов работы видны значительные позитивные изменения по всем наблюдаемым показателям, что свидетельствует об эффективности реализуемой нами системы трудового воспитания через ручной труд и методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей в данном направлении.

«Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликации) для того, чтобы любоваться ее Красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение Красотой и творение этой Красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечие», - писал В. Сухомлинский.

Вот почему так важно научить детей восхищаться исполненными своими руками рисунка или поделки, букета цветов. Пусть ребенок с малых лет найдет в труде источник радости, пусть учится трудиться не только для того, чтобы добывать хлеб насущный, но и для того, чтобы рядом с ним всегда жила Красота!

Литература:

1. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2005.

2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству – М., Знание, 1981.

3. Туфкрео Р., Кудеко М. Коллекция идей, М. : Линка – Пресс, 2004.

4. Дубровская В. Приглашение к творчеству, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.

5. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, М. : «Просвещение», 1990.

6. Астахов А. И. Воспитание творчеством – М., 1986.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Нетрадиционные средства развития творческого воображения у дошкольников Игры-беседы Природа создала репейник, чтобы он приставал Воспитатель. Представьте, себе теплый солнечный день. Вокруг цветут ромашки, колокольчики,.

Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ» С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии.

Проект «Развитие творческого воображения дошкольников средствами музыкальной деятельности» Проектная деятельность музыкального руководителя МБДОУ №17, детский сад «Ромашка» города Ессентуки, Ставропольского края, Ханазаровой В. А.

Проект «Развитие творчества дошкольников с ОВЗ посредством аппликации» Проект «Развитие творчества дошкольников с ОВЗ через аппликацию» Продолжительность: октябрь 2015 – май 2016 г. Тип проекта: творческий Участники:.

Развитие художественного творчества детей посредством нетрадиционных художественных техник в работе с бумагой Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной.

Развитие творческого воображенияРазвитие творческого воображения Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста это важная сторона развития личности ребенка. Развивая воображение,ребенок.

Развитие творческого воображения дошкольников на музыкальных занятиях Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека,.

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с ТНР посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с ТНР посредством нетрадиционных техник рисования Одним из приоритетных направлений деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников. Консультация для родителей Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Организуя работу с детьми по развитию воображения в изобразительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества
Опубликовано: 15 августа 2016 в 15:07
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чербаджи в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД