Алёна Владимировна Ряднова
Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии ТРИЗ».
Выбор темы был обусловлен тем, что с введением ФГОС ДО встал вопрос об изменении содержания дошкольного образования. Перед педагогами встала одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей.
Публикация «Обмен опытом по теме „Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Была определена цель: разработать систему работы по активизации творческого мышления, применяя методы и приемы ТРИЗ, помочь детям овладеть современной методикой ТРИЗ для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
Работа по теме была организована в трех направлениях со всеми участниками образовательных отношений: родителями, воспитанниками, педагогами.
Для осуществления цели было необходимо:
1. Создать предметно - развивающую среду в группе;
2. Сформировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать;
3. Развить творческие способности, умение нестандартно мыслить;
4. Воспитать речевую и познавательную активность детей.
5. Разработать практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей
Подготовительный этап:
1. изучена методическая литературу: изучила методическую литературу: Альтшуллер Г. С. Найти идею (2003 г.) — 239 стр. ; Альтов Г. С. И тут появился изобретатель (2000 г.) — 160 стр. ; Гин А. А. ТРИЗ педагогика (2015 г.); Гин С. И. Мир загадок (2006 г.) — 127 стр. ; Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр. ; Тамберг Ю. Г. Как научить ребёнка думать (2007 г.) — 445 стр. ; Журналы ТРИЗ №1 (14) и №2 (15) (2005-06 гг.) — 84 стр.
На основе полученных знаний составила перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей. Введу планирование со второй младшей группы по настоящее время, в котором сформировала формы и методы работы с детьми:
• Метод фокальных объектов;
• Данет-ка;
• Хорошо-плохо;
• Красная шапочка;
• Синектика;
• Противоречия;
• Эмпатия;
• Системный оператор;
• ММЧ;
• Наоборот.
• Мозговой штурм
2. Практический этап: Во время проведения организованной образовательной деятельности, режимных моментов, в свободной деятельности, стараюсь задавать детям проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ). Наталкиваю на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать: докажи, сравни, сочини, придумай, чем отличается? В чем причина? Как сделать по-другому?
Учу детей изобретать. Например сообщаю им, что они попали на необитаемый остров, где есть только коробки с жвачками. Вопрос: Как же там выжить? Дети предложили построить из коробок дом, а вместо раствора использовать жвачку. Так же с помощью коробок, фантиков сделать необходимую мебель и даже одежду.
Важную роль играет решение сказочных задач и придумывание новых сказок опять же с помощью принципов и методики технологии «ТРИЗ». Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. В хорошо известной русской народной сказке «Заюшкина избушка», нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?
Ответы детей :
• Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла;
• Закрыть трубу ветками;
• Спрятать дрова.
Так же учу детей находить выход из любой сложной ситуации. Экстремальные ситуации могут быть разные.
Например:
- Через несколько секунд у нас в группе начинается пожар и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять?
Ответы детей :
• Взять воду из аквариума, предварительно переселив рыбок в банку с водой из того же аквариума;
• Накрыть огонь одеялом;
• Затоптать ногами;
• Засыпать землей из цветов.
- Чтобы вы сделали, если к вам постучались в квартиру, а вы дома одни?
• Сидел бы тихо;
• Спросил бы «кто там?», но дверь не открыл;
• Сказал бы, что мама отдыхает.
Технологию «ТРИЗ» я стараюсь использовать в разных видах деятельности: в организованной деятельности, в играх и индивидуальной работе.
Применяю технологию «ТРИЗ» в организованной деятельности по художественно-эстетическое развитию)
• Изобретательный метод на выявление художественных способностей детей.
1. Игра в кляксы.
Берется лист бумаги, на нем клякса, его сгибают несколько раз, затем разворачивают и выявляют на что похоже.
• Психорисование.
Дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек. Водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное.
Для решения поставленной цели привлекаю специалистов ДОО: совместно с музыкальным руководителем в театрализованных играх обучаем детей навыкам театрализации, перевоплощению, используя метод решения сказочных задач и придумывание новых сказок (например, детям предлагали выручить семерых козлят, обмануть волка, перевоспитать и сделать его добрым. «Что нужно было сделать, чтобы волк не съел бабушку и Красную Шапочку?» Ответы детей : «Не говорить волку, где живет бабушка; обмануть волка»).
2.1Для развития речи детей, их творческого и интеллектуального потенциала в группе была создана необходимая развивающая среда :
- Картотека игр по ТРИЗ-технологии (игры собраны на все возраста)
- Дидактические игры на развитие речи детей по ТРИЗ-технологии : «Шкатулка со сказками», «По кругу», «Превращения», «Исправь ошибку», «Вертолина», «Дразнилка», «Дидактический мяч», «Волшебная дорожка» и тд.
- Приобретены настольно-печатные игры: «Логический поезд», «Ума палата», «Размышляйка», «Круглый год»,
- Были сделаны пособия: «Кольца Луллия», «Да-Нет-Ка», «Карандаши», «Гусеничка», «Умная шапочка», «Волшебники», «Дорожка», «Ромашка» и многие др.
- Разработаны конспекты образовательной деятельности для детей дошкольного возраста: «Два жадных медвежонка», «Семья петушка», «Путешествие по сказкам», «Зима-лето», «Ежики», «Спящая принцесса», «Путешествие в деревню» и тд.
- Методическая разработка: «Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях»
2. 2 Разработан и реализован проект для работы с детьми: «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию».
-Разработаны практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей :
-Познакомила с программой ТРИЗ через беседы, консультации на темы: «Что такое ТРИЗ», «Школа творческой личности», «Хотите ли вы умного ребенка?»;
- Провела родительские собрания: «Развиваем творческие способности детей», «Сказки по-новому»;
- Выпустила памятки «Факторы успешного речевого развития детей».
- Оформила папку – передвижку «Что такое ТРИЗ?»
- Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр».
- Провела консультацию «ТРИЗ в детском саду».
- Оформила выставку дидактических ТРИЗ - игр.
3. Заключительный этап. Работа по данной теме не завершена. В дальнейшем планирую: - Продолжать работу с родителями, привлекая к активному участию в творческих конкурсах, в совместных с детьми занятиях.
-Развивать познавательный интерес и речевую активность, творческое мышление, используя различные методы педагогического воздействия.
-Пополнить предметно – развивающую среду материалами, пособиями, развивающими играми.
-Открыть “Школа семейного творчества”, где родители вместе с детьми будут выполнять творческие задания, рассказывать о придуманных образах, вступать в диалог друг с другом, проигрывать небольшие сценки из собственной жизни
-В группе издать мини – газету “Малышок”, где родители будут, знакомятся с ТРИЗовскими играми, учиться вместе с детьми сочинять новые сказ
-Разработать творческий проект по теме “ Развитие творческих способностей дошкольников”.