МААМ-картинки

Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ»

Алёна Владимировна Ряднова
Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии ТРИЗ».

Выбор темы был обусловлен тем, что с введением ФГОС ДО встал вопрос об изменении содержания дошкольного образования. Перед педагогами встала одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей.

Публикация «Обмен опытом по теме „Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ“» размещена в разделах

Была определена цель: разработать систему работы по активизации творческого мышления, применяя методы и приемы ТРИЗ, помочь детям овладеть современной методикой ТРИЗ для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.

Работа по теме была организована в трех направлениях со всеми участниками образовательных отношений: родителями, воспитанниками, педагогами.

Для осуществления цели было необходимо:

1. Создать предметно - развивающую среду в группе;

2. Сформировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать;

3. Развить творческие способности, умение нестандартно мыслить;

4. Воспитать речевую и познавательную активность детей.

5. Разработать практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей

Подготовительный этап:

1. изучена методическая литературу: изучила методическую литературу: Альтшуллер Г. С. Найти идею (2003 г.) — 239 стр. ; Альтов Г. С. И тут появился изобретатель (2000 г.) — 160 стр. ; Гин А. А. ТРИЗ педагогика (2015 г.); Гин С. И. Мир загадок (2006 г.) — 127 стр. ; Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр. ; Тамберг Ю. Г. Как научить ребёнка думать (2007 г.) — 445 стр. ; Журналы ТРИЗ №1 (14) и №2 (15) (2005-06 гг.) — 84 стр.

На основе полученных знаний составила перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей. Введу планирование со второй младшей группы по настоящее время, в котором сформировала формы и методы работы с детьми:

• Метод фокальных объектов;

• Данет-ка;

• Хорошо-плохо;

• Красная шапочка;

• Синектика;

• Противоречия;

• Эмпатия;

• Системный оператор;

• ММЧ;

• Наоборот.

• Мозговой штурм

2. Практический этап: Во время проведения организованной образовательной деятельности, режимных моментов, в свободной деятельности, стараюсь задавать детям проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ). Наталкиваю на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать: докажи, сравни, сочини, придумай, чем отличается? В чем причина? Как сделать по-другому?

Учу детей изобретать. Например сообщаю им, что они попали на необитаемый остров, где есть только коробки с жвачками. Вопрос: Как же там выжить? Дети предложили построить из коробок дом, а вместо раствора использовать жвачку. Так же с помощью коробок, фантиков сделать необходимую мебель и даже одежду.

Важную роль играет решение сказочных задач и придумывание новых сказок опять же с помощью принципов и методики технологии «ТРИЗ». Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. В хорошо известной русской народной сказке «Заюшкина избушка», нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?

Ответы детей :

• Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла;

• Закрыть трубу ветками;

• Спрятать дрова.

Так же учу детей находить выход из любой сложной ситуации. Экстремальные ситуации могут быть разные.

Например:

- Через несколько секунд у нас в группе начинается пожар и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять?

Ответы детей :

• Взять воду из аквариума, предварительно переселив рыбок в банку с водой из того же аквариума;

• Накрыть огонь одеялом;

• Затоптать ногами;

• Засыпать землей из цветов.

- Чтобы вы сделали, если к вам постучались в квартиру, а вы дома одни?

• Сидел бы тихо;

• Спросил бы «кто там?», но дверь не открыл;

• Сказал бы, что мама отдыхает.

Технологию «ТРИЗ» я стараюсь использовать в разных видах деятельности: в организованной деятельности, в играх и индивидуальной работе.

Применяю технологию «ТРИЗ» в организованной деятельности по художественно-эстетическое развитию)

• Изобретательный метод на выявление художественных способностей детей.

1. Игра в кляксы.

Берется лист бумаги, на нем клякса, его сгибают несколько раз, затем разворачивают и выявляют на что похоже.

• Психорисование.

Дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек. Водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное.

Для решения поставленной цели привлекаю специалистов ДОО: совместно с музыкальным руководителем в театрализованных играх обучаем детей навыкам театрализации, перевоплощению, используя метод решения сказочных задач и придумывание новых сказок (например, детям предлагали выручить семерых козлят, обмануть волка, перевоспитать и сделать его добрым. «Что нужно было сделать, чтобы волк не съел бабушку и Красную Шапочку?» Ответы детей : «Не говорить волку, где живет бабушка; обмануть волка»).

2.1Для развития речи детей, их творческого и интеллектуального потенциала в группе была создана необходимая развивающая среда :

- Картотека игр по ТРИЗ-технологии (игры собраны на все возраста)

- Дидактические игры на развитие речи детей по ТРИЗ-технологии : «Шкатулка со сказками», «По кругу», «Превращения», «Исправь ошибку», «Вертолина», «Дразнилка», «Дидактический мяч», «Волшебная дорожка» и тд.

- Приобретены настольно-печатные игры: «Логический поезд», «Ума палата», «Размышляйка», «Круглый год»,

- Были сделаны пособия: «Кольца Луллия», «Да-Нет-Ка», «Карандаши», «Гусеничка», «Умная шапочка», «Волшебники», «Дорожка», «Ромашка» и многие др.

- Разработаны конспекты образовательной деятельности для детей дошкольного возраста: «Два жадных медвежонка», «Семья петушка», «Путешествие по сказкам», «Зима-лето», «Ежики», «Спящая принцесса», «Путешествие в деревню» и тд.

- Методическая разработка: «Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях»

2. 2 Разработан и реализован проект для работы с детьми: «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию».

-Разработаны практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей :

-Познакомила с программой ТРИЗ через беседы, консультации на темы: «Что такое ТРИЗ», «Школа творческой личности», «Хотите ли вы умного ребенка?»;

- Провела родительские собрания: «Развиваем творческие способности детей», «Сказки по-новому»;

- Выпустила памятки «Факторы успешного речевого развития детей».

- Оформила папку – передвижку «Что такое ТРИЗ

- Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр».

- Провела консультацию «ТРИЗ в детском саду».

- Оформила выставку дидактических ТРИЗ - игр.

3. Заключительный этап. Работа по данной теме не завершена. В дальнейшем планирую: - Продолжать работу с родителями, привлекая к активному участию в творческих конкурсах, в совместных с детьми занятиях.

-Развивать познавательный интерес и речевую активность, творческое мышление, используя различные методы педагогического воздействия.

-Пополнить предметно – развивающую среду материалами, пособиями, развивающими играми.

-Открыть “Школа семейного творчества”, где родители вместе с детьми будут выполнять творческие задания, рассказывать о придуманных образах, вступать в диалог друг с другом, проигрывать небольшие сценки из собственной жизни

-В группе издать мини – газету “Малышок”, где родители будут, знакомятся с ТРИЗовскими играми, учиться вместе с детьми сочинять новые сказ

-Разработать творческий проект по теме “ Развитие творческих способностей дошкольников”.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» О. Н. Ковалевская воспитатель, муниципальное.

Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития.

Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционную технику рисования Индивидуальный план на 5 лет (2011-2015 г.) Каримуллиной Миляуши Гилумхановны воспитатель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» Высокогорский.

Обмен опытом по планированию НОД в старшей группе по теме «Зима. Зимние развлечения» Понедельник 25 января 1. О/О «Художественно-эстетическое развитие» - Музыка (по пл. муз. руководителя) 2. О/О «Физическое развитие».

Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР» Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами». Большое значение для.

Развитие логического мышления посредством использования геометрического материала. Старшая группаРазвитие логического мышления посредством использования геометрического материала. Старшая группа Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач.

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗРазвитие творческого мышления средствами ТРИЗ «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска». В. Шаталов Дети.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности. Многие ученые, такие.

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с ТНР посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с ТНР посредством нетрадиционных техник рисования Одним из приоритетных направлений деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного.

Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей Использование ТРИЗ-технологии как средства развития творческого мышления детей Е. С Кононова, воспитатель ЧДОУ" Родничок" г. Пермь Современное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ»
Опубликовано: 3 мая 2016 в 12:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Владимировна Ряднова (УИ 581911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД