Светлана Николаевна Ханазарова
Проект «Развитие творческого воображения дошкольников средствами музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность музыкального руководителя МБДОУ №17, детский сад «Ромашка» города Ессентуки, Ставропольского края, Ханазаровой В. А.
Тема: «Развитие творческого воображения дошкольников через музыкальную деятельность»
Автор: Ханазарова В. А. – музыкальный руководитель МБДОУ №17, детский сад «Ромашка»
Аннотация проекта :
Публикация «Проект „Развитие творческого воображения дошкольников средствами музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Участники проекта : дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Сроки проекта : январь 2016г. – июнь 2016г.
Вид проекта : долгосрочный, протяженность работы – 6 месяцев.
Тип проекта : творческий, коллективный.
Направленность проекта : образовательно – игровая, художественно - эстетическая.
Пояснительная записка:
Актуальность проекта :
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.
Одним из средств развития творческого воображения является музыка. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Главным может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство : постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех развития психических процессов, в том числе и воображения, зависит, прежде всего, от того, насколько интересно построены музыкальные занятия. Творческое воображение ребенка понимается как психологическое понимание значимого для себя собственного нового продукта – сюжетной игры, пляски-импровизации, мелодии песни; придумывание к известному неизвестных деталей (инсценирование сюжетов песен, образные упражнения, этюды); проявление инициативы в средствах изображения образов; создание новых ситуаций и самих музыкальных образов. Важно научить ребенка пропускать как бы «через себя» услышанное, увиденное, прочувствовать и понять.
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей творческого поиска и психологической активности с помощью музыкально-игровых приемов, а также формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- Провести теоретический анализ психического процесса воображения дошкольников старшего возраста.
- Изучить возможности развития у детей творческого воображения.
- Выявить условия и средства для проявления творческого воображения в различных видах музыкальной деятельности.
- Приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми.
- Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Развить творческое мышление и творческое воображение детей через внутренние музыкальные представления,
- Повысить уровень интереса детей к различным вилам музыкальной деятельности,
- Научить детей творчески самовыражаться и самооцениваться /в коллективе и индивидуально/
Этапы реализации проекта :
1. Обучающий
2. Развивающий
3. Творческий
4. Наблюдение, обобщение и подведение итогов.
Основные методы проекта /последовательно/ :
1. Концептуальный
(Январь - первая половина месяца)
Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов
2. Подготовительный
(Январь - вторая половина месяца)
Подбор методического материала, фонотеки, разработка сценариев и консультаций. Планирование работы над музыкальными пластическими этюдами. Создание модели организации работы по теме «Музыкальное воображение» в образовательном процессе ДОУ.
3. Практический
(Январь - июнь)
Внедрение различных форм работы по теме «Музыкальное воображение» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников. Сбор данных по результатам деятельности.
. Заключительный
(Декабрь)
Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.
Взаимодействие с педагогами и родителями:
1. Подготовка консультаций для воспитателей по темам: «Помогите мне понять, кто я?», «Мой мир – музыка». Проведение семинара – практикума для педагогов на тему: «Сказка без слов» /с использованием интерактивных игр со звуками/
2. Работа с родителями по подготовке и изготовлению атрибутов, костюмов и декораций к праздникам, открытым показам, уличным гуляниям и игровым программам. / спектакль «Снежная королева», «Масленица», «Весенние посиделки» и т. д. /. Подготовка консультации на тему «Домашний спектакль». Анкетирование.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
• Январь
Цикл НОД – «Зима»
1. «Зимние узоры»
2. «Холодно»
3. «Сказочный зимний лес»
4. «История маленького зимнего происшествия»
• Февраль
Цикл НОД – «Почувствуй себя творцом»
1. «Снежная Королева»
2. «Путешествия по разным странам на самолете»
3. «Скульпторы»
4. «Спортивные соревнования на Антарктиде»
• Март
Цикл НОД – «Пришла Весна»
1. «Как Зима с Весной встретились»
2. «Весенние цветы»
3. «Модницы и супер герои»
4. «День Птиц»
• Апрель
Цикл НОД – «Смешные истории»
1. «День смеха»
2. «У нас в гостях клоуны!»
3. «Цирковое представление»
4. «Волшебный паровозик»
• Май
Цикл НОД – «Радуга»
1. «Теплые цвета»
2. «Холодные цвета»
3. «Зеленые нотки»
4. «Дискотека на Радуге»
• Июнь
Цикл НОД – «Земля – наш общий дом»
1. «День Воды»
2. «Найди друга на другой планете»
3. «Репка» - сказка без слов
4. «Мир насекомых»
Предполагаемые продукты проекта :
1. Фото и видеоматериалы выступления участников проекта.
2. Результаты мониторинга дошкольников и анкетирования родителей.
Перечень материалов (методической и дидактической литературы) для решения задач и целей проекта :
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М. : Просвещение, 1988. – 336с.
2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для уч-ся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 271с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк – 2-е изд. М. : Просвещение, 1977. – 94с.
4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.
5. Журналы «Музыкальная палитра» и «Музыкальный руководитель».
6. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика в детском саду. Жанна Фирилева и Елена Сайкина. Издательство «Детство –Пресс», 2007 год, 360 стр.
7. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М. : Просвещение,1991. 93с.
8. Выгодский Л. С. Психология искусства. М., 1968. 276 с.
9. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.
10. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.