Зульфия Бикмурзина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др).
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества» размещена в разделах
Работая в старшей группе, мы взяли для себе приоритетным художественно-эстетическое направление, в частности, организовали кружок народного творчества «Горенка», охватив все виды фольклора: русские народные песни, сказки, знакомились с русским прикладным искусством, отмечали народно- обрядовые праздники : «Масленицу», «Праздник русской берёзки – Троицу». В октябре месяце мы обязательно праздновали «Капустницу»- праздник квашения капусты. Специально для таких мероприятий были сшиты русские народные костюмы. Праздники проходили очень весело, а в конце мероприятий детей обязательно ожидало угощение: на масленицу – блины, на капустницу –пироги с капустой и т. д. Так же нас интересовал быт и одежда русского народа. Для ознакомления мы использовали сохранившуюся у бабушек и дедушек настоящую домашнюю утварь: угольные утюги, прялки, посуду, кто-то из родителей принёс настоящий русский сарафан. Дети поражались, с какой красотой и фантазией были изготовлены предметы русской старины. С удовольствием дети рассматривали вышитые скатерти, вязаные половички, корыта для рубки капусты и многое другое. Дети с удовольствием разучивали русские народные танцы, водили хороводы, играли в русские народные игры
«Прялица», «Горелки», «Селезень». К концу года дети знали много народных песен, хороводов, народных игр. Ознакомились с народными промыслами : хохлома, гжель, игрушками из Дымкова и Филимонова. С удовольствием сами изготавливали игрушки из глины и расписывали их, прониклись уважением и гордостью к труду народных умельцев. Т. е., параллельно с художественно- эстетическим развитием, дети получили ещё и патриотическое воспитание. Проделанную работу мы считаем важной и актуальной.
Актуальность художественного – эстетического воспитания дошкольников через русский фольклор :
1. Русский фольклор не перестаёт удивлять своим полным содержанием и безупречной формой. Он постоянно изучается историками, искусствоведами, педагогами.
2. .При наблюдении за дошкольниками во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений по народным сказкам, при знакомстве с различными формами народного фольклора, виден их неподдельный интерес и познавательная активность.
3. В результате занятий с фольклорными методами у детей рождается интерес к обычаям и культуре своего народа, слаженно развиваются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские потешки, пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только раскрывают всю красоту родного слова, согласовывают речь, но и обогащают словарный запас ребенка, воспитывая гармонично развитую личность. Цель: сформировать интерес к познанию культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Способствовать художественно- эстетическому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, природе, русскому языку).
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.
5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
6. Объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Проблема художественно- эстетического развития дошкольников через русский фольклор в научно- методической литературе.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по- иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили? Как работали и отдыхали? Что их радовало? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?
Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI, если мы будем озабочены воспитанием души ребёнка, а не только передачей знаний.», писал Д. С. Лихачёв.
Программа «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик и др. уделяет внимание созданию традиций группы, одним из которых является проводимый раз в неделю «Сладкий вечер». За празднично сервированным столом, в непринуждённой обстановке дети осваивают соблюдение застольного этикета. Для того, чтобы этот вечер был по-настоящему тёплым, интересным, были задуманы тематические вечера для детей с использованием русского фольклора. Каждое мероприятие требует подготовки: это и подготовка костюмов, и изготовление атрибутов. И подготовка демонстрационного материала, кукол для драматизации сказки. В содержание фольклорных тематических вечеров включены русские народные сказки, потешки, загадки, подвижные игры и игровые хороводы, народные песни. Мероприятия заканчиваются чаепитием, которое подчёркивает ощущение праздника, подчёркивает интерес дошкольников к народной культуре, способствует художественно- эстетическому развитию ребёнка.
Данной проблемой озадачены не только научные работники, но передовые педагоги, работающие в дошкольных учреждениях. Авторы парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва предлагают новые ориентиры в художественно-эстетическом развитии детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фольклор по самой своей природе педагогичен, он всегда включает в единое действие и детей, и взрослых. Русский фольклор открыт для всего нового, изобретательности, создавал богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на развитие личностных качеств подрастающих и взрослых поколений. В фольклоре зачастую используется игра на разнообразных народных музыкальных инструментах. Утренники, праздники, массовые мероприятия с применением фольклора вызывают у детей самый большой отзыв. В большинстве своё м фольклор интегративен: он сочетает в себе и устное народное творчество, и музыкальный фольклор, и прикладное искусство, и народный театр, что определенно оказывает содействие художественно- эстетическому росту ребенка, формированию образного мышления, музыкальных способностей,
индивидуального творчества, активизирует речь детей. Например, ознакомление с подвигами богатырей из русских народных сказок развивает силу воли и мужество, русский хоровод позволяет девочкам стать «лебёдушкой», а мальчикам «ясным соколом», народные игры и театрализованные представления народных сказок помогают в развитии коммуникативных качеств личности ребёнка. Каждый народный праздник для ребёнка - встреча со сказкой, поэтому для всех педагогов и родителей дошкольного учреждения основной целью является - сотрудничество. Педагоги проводят не только дополнительную работу в группе по ознакомлению детей с обычаями и традициями русского народа, но активно и творчески исполняют роли, готовят атрибуты вместе с детьми. Родители шьют костюмы, пекут угощение, учат роли с детьми. Только все вместе,педагоги совместно с родителями, могут воспитать гармонично- развитую личность.