Ольга Столяренко
Развитие художественного творчества детей посредством нетрадиционных художественных техник в работе с бумагой
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Тонко подмеченная, образность природы помогает ребёнку увидеть и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в художественно-творческой деятельности.
Публикация «Развитие художественного творчества детей посредством нетрадиционных художественных техник в работе с бумагой» размещена в разделах
Всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности, является художественное творчество.
Занимаясь проблемой развития художественного творчества и способностей детей, известные отечественные педагоги Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, выделяют следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе воображение, ручная умелость, эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Художественная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных мыслей, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно в жизнь детей разнообразие художественно- творческой деятельностьи, создание обстановки эмоционального благополучия, наполнение жизни детей интересным содержанием, предоставление каждому ребенку возможности пережить радость творчества.
Развитие творчества детей осуществляется в работе с разными материалами и в различных видах создания образов предметов из бумаги. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, объёмная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов с использованием техники «бумагопластики», бумагокручения, торцевание на пластилине.
Исходя из интересов детей, наибольшее внимание в своей деятельности мы уделяем развитию творческих способностей детей через работу с бумагой в технике «бумагокручения», «бумагопластики», обрывная аппликация.
Но самое важное и ценное заключается в том, что наряду с другими видами изобразительного искусства ребёнок развивается эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Ребёнок активно воссоздаёт художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах театрализованной деятельности.
Знакомство детей с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животными и растительным миром всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих работах дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: «Цветущая клумба», «Листопад», «Яблоко спелое, зрелое, сладкое», «Белый снег пушистый», «Тучка по небу бежала» (обрывание)
Сами дети в редких случаях могут заметить и оценить красоту окружающего мира, поэтому задача педагога при наблюдении за явлениями природы обращать внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного лучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только – только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов.
Наблюдая за растениями, мы не только закрепляли знания детей об их характерных внешних особенностях, но и формировали у детей способности образного мышления, сравнивая цветочную поляну с русской цветастой шалью, одуванчики – с солнечными зайчиками, незабудки – с лоскутками неба, упавшими на землю. Дети выразили свои впечатления в работах «Неба синие кусочки» (квиллинг, «Одуванчик, одуванчик носит жёлтый сарафанчик!» (бумагопластика) и др.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость от того, что им удалось изобразить, важно организовать наблюдение за животными. Поэтому для уточнения образа мы использовали игрушечных животных. При выполнении творческих работ необходимо обратить внимание детей на возможность вариантов образного решения изображения животного. Так при выполнении работы по теме «Пёс Барбос» использовали технику торцевания, а создание работы «Бяшки-барашки» больше подошли техники бумагокручения и сминания в комочки.
Развития художественного творчества детей посредством нетрадиционных художественных техник в работе с бумагой. позволяет повысить интерес детей к природе, вызвать желание отражать её явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности образовательной работы с дошкольниками.