Ирина Короткова
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление:
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
Публикация «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Для успешного последующего школьного обучения у ребенка старшего дошкольного возраста должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
Цель: Подобрать и использовать произведения художественной литературы не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей старшего дошкольного возраста для развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.
В ходе работы для меня важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек, с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т. д. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений ( к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов и др.).
Книги, принесенные на занятия, не только соответствуют теме, но и привлекают внимание ребенка, вызывая у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладают художественными достоинствами.
В процессе работы я делаю упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на другие виды детской деятельности. Эти задачи реализуются в образовательных областях : «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Для более глубокого знакомства детей с произведением проводится предварительная работа, на которой читается текст, проводится беседа по произведению, показываются мультфильмы по этим произведениям, прослушиваются аудиозаписи. Например, для того, чтобы ввести детей в замечательный мир творчества А. С. Пушкина, я провела предварительную работу, которая включала в себя чтение сказок А. С. Пушкина с последующим рассматриванием красочных иллюстраций И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. М. Куркина, А. В. Панина, Б. А. Дехтерева. Сюда также входило прослушивание классической музыки с декларацией лирики поэта по временам года; раскрашивание иллюстраций к сказкам Пушкина по книгам-раскраскам; чтение и разучивание вступления к поэме «Руслан и Людмила» (использование мнемотехники). Прослушивание фрагментов оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»,рисование сказочного существа; толкование устаревших редко встречающихся слов ; знакомство с русским костюмом, бытом людей, встречающийся в произведениях Пушкина; изготовление игрушек для пальчикового театра в технике оригами, изготовление кукол для настольного театра. Инсценирование и обыгрывание сказок. Была проведена игра- викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» и др.
В ходе предварительной работы, которая проходила на протяжении нескольких дней, дети обогащали свой словарь новыми словами, а активизация слов проходила на итоговом занятии «К нему не зарастет народная тропа».
Использование в своей деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствует обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закрепляется и активизируется в словаре детей.
Художественные произведения обогащают, уточняют и активизируют словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивают умение выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.
На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.
Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребенка, в ходе работы были подобраны определенные тексты. Приведу несколько примеров:
- для создания хорошего настроения, для обогащения словаря детей прилагательными характеризующими разное состояние природы я использовала стихотворение В. А. Жуковского «Жаворонок»; для лирического – стихотворение И. Сурикова «Зима…»;
- чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний читали сказки В. Берестова «Больная кукла», К. Чуковского «Айболит и воробей»;
- для разыгрывания диалогов разучивали стихотворение Г. Авдиенко «Зайчик, зайчик, где твой дом?», инсценировали рассказ Н. Сладкова «Белка и медведь»;
- для развития способности «видеть» со слов читали, изображали движениями и рисовали стихотворение из вьетнамской народной поэзии: «Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди…»;
Для усвоения противоположных понятий учили стихи А. Введенского «Села кошка на окошко», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо - громко) ; К. Чуковского «Котауси и Мауси», В. Татаринова «Кошка с собакой» (добрый - злой); проговаривали потешку «Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок» и рассказываем сказку «Колобок» (колючий - гладкий); читали «Сказку про храброго зайца - длинные уши, короткий хвост» Д. Мамина- Сибиряка (длинный - короткий) и т. п.
После ознакомления с художественным произведением в свободное время с детьми проводятся беседы по содержанию произведений.
После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственны.
В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т. д.
Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.
Одним из этапов работы над книгой - это игра-драматизация. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эта особенность подлинного художественного произведения была использована в дальнейшей работе. Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.
До игры-драматизации в группе были проведены кукольные спектакли по сказкам «По щучьему веленью…», «Бабушка, внучка да курочка» в обр. И. Карнауховой и др. и игры - беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля были заранее отобраны определенные сцены, их повторяли и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно был важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.
Большое внимание уделяется оформлению книжного уголка. Всегда привлекаются к этому процессу дети. Советуюсь с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Даются задания на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.
Добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому на первом же родительском собрании была проведена консультация на тему: «Приемы обучения детей рассказыванию», затем была проведена консультация «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах».
Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.
Список используемой литературы :
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой.
2. Программа «Радуга» Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за-ведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1997. - 400c.
4. Аршанова А. Г. и др. Раз – словечко, два – словечко : Книга для занятий с детьми. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005.- 78с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для студен-тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло-гия»--- 2-е изд--- М. : Просвещение, 1981---255 с.
6. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексе-ева, В. И. Яшина. -- М. : Издательский центр «Акаде-мия», 1999. - С. 170-173.
7. Занятия по развитию речи в детском саду : Книга для воспитателя детского сада/ Под. Ред. О. С. Ушаковой. - М. : Просвещение, 1993.- 270с.
8. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексе-ева, В. И. Яшина. -- М. : Издательский центр «Акаде-мия», 1999. - С. 139-144.
9. Светлова Г. О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - с. 87-93.
10. Смольникова Н. Г., Ушакова О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексе-ева, В. И. Яшина. -- М. : Издательский центр «Академия», 1999. - С. 150-153.
11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М. : Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с.
12. Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексе-ева, В. И. Яшина. -- М. : Издательский центр «Академия», 1999. - С. 189-191.