светлана Еремеева
Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка.
При чтении художественной литературы ребёнок видит перед собой определённую картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события.
Публикация «Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положительные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения.
Выразить свои эмоции, отношение к художественным произведениям дети могут через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Она может быть организована как на занятиях, так и в совместной деятельности взрослых с детьми. Получая впечатления в процессе чтения книг, рассматривая иллюстрации, дети учатся понимать характер персонажей, выделяют особенности образа героев. Свои впечатления дети передают в рисунках, поделках.
Особенно детям нравится изображать героев таких произведений, в которых образ четко представлен и связан с детскими понятиями о недостатках человека. Это очень ярко наблюдается в передаче образов героев поэтических сказок Чуковского.
Так, при изображении героев сказки «Тараканище», мальчик передал тревогу, опасность в своём рисунке, поэтому он получился таким неярким, даже мрачным, небрежным. Но в то же время на его рисунке есть пальма, которая получилась аккуратной, с тщательно прорисованным стволом, листьями.
Взглянув на его рисунок,можно подумать,, что пальму он не сам нарисовал, а кто-то помог. Потому что обычно он всегда жалуется, что у него ничего не получается, прекращает рисовать, злится. Это свидетельствует о том, что ребёнок нашёл способ передать позитивный настрой, показал, что всё будет хорошо в конце сказки.
Следующий рисунок, на котором девочка изобразила Муху-Цокотуху в нарядном платье, в шляпке, придумала узор на платье, подобрала яркие, жизнерадостные краски, здесь сам рисунок вызывает положительные эмоции.
Детям очень понравилось изображать героев сказок Чуковского, а так же русских народных сказок, других произведений. Это ещё раз подтверждает, что дети изображают то, что на них произвело сильное впечатление во время чтения художественных произведений.
В совместной деятельности с детьми старшей группы дети получили задание «Сказки ходят в гости друг к другу». Дети изображали в одном рисунке героев разных сказок и придумывали разные ситуации, например, Колобок встретил на дорожке Кота в сапогах, или Красная Шапочка пошла в лес и встретила Бабу Ягу.
Мы с детьми рисуем цветными карандашами, иногда используем фломастеры, восковые карандаши, краски. Этими материалами детям легче передать образы героев, их характер, настроение, выделить мелкие детали, которые могут быть очень важными.
Для того, чтобы работы были интереснее, выразительнее, предлагаю использовать и нетрадиционный художественный материал : печати, трафареты, коктейльные трубочки, засушенные листья, семена, соль, манка, их сейчас огромное количество, можно так же включать элементы аппликации из бумаги, ткани, ниток
Творчество детей проявляется так же в лепке из пластилина и солёного теста, с использованием бросового материала, в конструировании из бумаги, например, «оригами». Дети по сказкам, и народным, и авторским, создают образы героев произведений. Готовые персонажи используются в играх-драматизациях, в ходе которых можно изменить окончание сказки, или добавить персонажей из других сказок и развить новый сюжет.
Художественные произведения представляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.
Нужно детям больше читать и предлагать им то, что произвело впечатление, переносить на лист бумаги, это позволяет лучше запомнить произведение и развивает творческие способности.