Елена Серова
Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является одним из важнейших направлений развивающей работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Большую помощь в развитии связной речи детей играют приемы мнемотехники.
Цель использования приемов мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Основной принцип - от простого к сложному.
Для детей младшего дошкольного возраста используют мнемоквадраты, на которых даются готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой.
Детям среднего возраста предлагаются мнемодорожки с условными цветовыми изображениями.
Для детей старшего дошкольного возраста используют мнемотаблицы с графическими условными знаками и предлагают самостоятельно догадаться, кто здесь изображен.
Работа начинается с простейших мнемоквадратов.
Например: Дается слово - «девочка» и его символическое обозначение:
Когда ребенок поймет, что значит зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям (рис. 1).
Рис. 1. Изображение девочки
Далее изображение можно давать в виде условной фигуры (рис. 2).
Рис. 2. Изображение «большая машина»
Когда ребенок будет называть сочетания слов по своим символам, можно переходить к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, «Маленькая девочка стоит» (рис. 3).
Рис. 3. Маленькая девочка стоит
Когда дети усвоят отдельные изображения слов и фраз, переходим к мнемодорожкам, работая с ними над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой, коротким рассказом (рис. 4).
Рис. 4. Мнемодорожка «Как мне Дед Мороз подарок подарил»
На следующем этапе переходим к работе с мнемотаблицами.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу (рис. 5).
Рис. 5 Мнемотаблица «Весна пришла»
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Перед занятием провожу большую предварительную работу (педагога и детей) :
- подготовку дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
- подготовку оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
- выбор приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
В ходе занятия детям помогаю вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?»
В занятия часто включаю различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д.
Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом помогают также мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Болыпевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала.
Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц.
Если Т. В. Болыпева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Т. А. Ткаченко предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель.
Схему-модель Т. А. Ткаченко можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Провожу следующие этапы работы со схемой-моделью:
- учу детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учу зарисовывать предметы и явления природы;
- самостоятельно, с помощью знаков-символов, учу заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
- закрепляем изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.
Для закрепления полученных знаний также использую с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.
Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых использую различные формы и методы работы, продумываю последовательность заданий, их разнообразие, смену видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).
Как показывают результаты опыта моей работы, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
- вызвать у детей желание общаться, рассказывать об увиденном, услышанном, сочинять сказки;
- расширить круг знаний об окружающем мире, развить творческие способности;
- активизировать словарный запас;
- помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед группой.
Так, работая с мнемотаблицами можно легко заметить, как дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст; опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. Совместно с родителями дети изготовили мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы, круглого года и т. д.
Таким образом, речевая деятельность детей значительно активизируется в процессе работы с мнемотаблицами и другими графическими изображениями.
Следовательно, использование приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей, по нашему мнению, является эффективным поскольку:
- наглядное моделирование облегчает детям старшего дошокльного возраста овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
- приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.