Лучший педагог года

Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста

Елена Серова
Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи является одним из важнейших направлений развивающей работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Большую помощь в развитии связной речи детей играют приемы мнемотехники.

Цель использования приемов мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Основной принцип - от простого к сложному.

Для детей младшего дошкольного возраста используют мнемоквадраты, на которых даются готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой.

Детям среднего возраста предлагаются мнемодорожки с условными цветовыми изображениями.

Для детей старшего дошкольного возраста используют мнемотаблицы с графическими условными знаками и предлагают самостоятельно догадаться, кто здесь изображен.

Работа начинается с простейших мнемоквадратов.

Например: Дается слово - «девочка» и его символическое обозначение:

Когда ребенок поймет, что значит зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям (рис. 1).

Рис. 1. Изображение девочки

Далее изображение можно давать в виде условной фигуры (рис. 2).

Рис. 2. Изображение «большая машина»

Когда ребенок будет называть сочетания слов по своим символам, можно переходить к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, «Маленькая девочка стоит» (рис. 3).

Рис. 3. Маленькая девочка стоит

Когда дети усвоят отдельные изображения слов и фраз, переходим к мнемодорожкам, работая с ними над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой, коротким рассказом (рис. 4).

Рис. 4. Мнемодорожка «Как мне Дед Мороз подарок подарил»

На следующем этапе переходим к работе с мнемотаблицами.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу (рис. 5).

Рис. 5 Мнемотаблица «Весна пришла»

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Перед занятием провожу большую предварительную работу (педагога и детей) :

- подготовку дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

- подготовку оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

- выбор приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия детям помогаю вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?»

В занятия часто включаю различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д.

Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом помогают также мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Болыпевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала.

Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц.

Если Т. В. Болыпева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Т. А. Ткаченко предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель.

Схему-модель Т. А. Ткаченко можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Провожу следующие этапы работы со схемой-моделью:

- учу детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учу зарисовывать предметы и явления природы;

- самостоятельно, с помощью знаков-символов, учу заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

- закрепляем изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

Для закрепления полученных знаний также использую с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых использую различные формы и методы работы, продумываю последовательность заданий, их разнообразие, смену видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Как показывают результаты опыта моей работы, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

- вызвать у детей желание общаться, рассказывать об увиденном, услышанном, сочинять сказки;

- расширить круг знаний об окружающем мире, развить творческие способности;

- активизировать словарный запас;

- помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед группой.

Так, работая с мнемотаблицами можно легко заметить, как дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст; опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. Совместно с родителями дети изготовили мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы, круглого года и т. д.

Таким образом, речевая деятельность детей значительно активизируется в процессе работы с мнемотаблицами и другими графическими изображениями.

Следовательно, использование приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей, по нашему мнению, является эффективным поскольку:

- наглядное моделирование облегчает детям старшего дошокльного возраста овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

- приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Публикации по теме:

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами «Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами». Береза Т. И Рылова В. П. Детский.

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр Введение По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания,.

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Конспект мастер-класса «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Конспект мастер-класса для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: ознакомление.

Перспективное планирование по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом. Актуальность.

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1) Цели: • ознакомление родителей.

Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: развитие связной речи дошкольников.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 20:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Серова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД