Получи документы

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Зоя Малий
Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольники - прирожденные исследователи. Подтверждение тому их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В этом возрасте дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах

Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем, которая отражается в программе «Детство» под редакцией Т. Б. Бабаевой, по которой работает наше дошкольное учреждение.

«Интеллект» – (от лат. intellectus - познание - понимание, рассудок, способность мышления, рационального познания, это знания, которыми обладает человек, умеющий открывать для себя что- то новое и применять его на практике [1, c.90]. Эту способность необходимо развивать с раннего возраста.

Вводимые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования направлены сегодня на формирование познавательного интереса и интеллектуального развития детей. Чтобы избежать у детей интеллектуальной пассивности, необходимо создавать условия для развития у дошкольников продуктивных форм мышления в практической и игровой деятельности. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Организацией опытно – экспериментальной базы занимались исследователи Е. А. Флерина, Н. Н. Подъяков. По мнению Н. Н. Подъякова: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается» [13, c.50].

Экспериментирование требует от педагога умение грамотно создавать условия для этой деятельности, отбирая познавательный материал, предусматривая взаимосвязь опытов и экспериментов.

Когда детям даётся возможность экспериментировать, дети могут выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального развития дошкольника.

Цель:

Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи:

Познавательные

обеспечить условия для развития поисково-экспериментированной деятельности детей (познавательное развитие);

создать условия для постановки элементарных опытов и уметь делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие :

обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);

создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие);

способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

создать условия для обогащения словаря (речевое развитие);

обеспечить условия для развития мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

стимулировать желание детей экспериментировать;

формировать коммуникативные навыки.

Вся работа по экспериментальной деятельности объединяет в себе три темы:

живая природа

неживая природа

рукотворный мир

Для проведения экспериментов в группе созданы центры воды и песка.

При организации экспериментальной работы с детьми соблюдаются определё нные правила:

учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

не сдерживать инициативу детей;

не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

не спешить с вынесением оценочных суждений;

помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний.

Каждое занятие по экспериментированию имеет чё ткую структуру:

постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

уточнение плана исследования;

выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;

анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования;

совместная экспериментальная деятельность организуется нами один раз в неделю.

Основное содержание экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:

о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода);

о мире растений (способы выращивания растений из семян, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов);

о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, педагог убеждает родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Доказывает, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, родителям предлагается информационный материал в родительском уголке, где предложены занятия для детей и родителей. На таких занятиях родители вместе с детьми могли рисовать картины из песка, украшать воздушные шарики с помощью красок, фантиков, скотча, блесток, цветной бумаги, превращая их в веселых человечков. Кроме того, родители посещают занятия и организованные для них выставки детских работ.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. ; СПб., 2002. - 90с.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

4. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

5. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

10. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

11. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

12. Смирнов Ю. И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

13. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / ред. Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сохин. – Москва : Просвещение, 1984. – 50с.

14. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003. – 72с.

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.» Расскажи – а я забуду, покажи – и я запомню,.

Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Детская креативность – это воображение ребёнка плюс творческий порыв взрослого Наша.

Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда» Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через ручной труд» Автор-составитель: Беляева Юлия.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях НОД Исходным условием интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений являются.

Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе КОП по знакомству с техникой «квиллинг» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» -Детский сад № 252 г. Перми. Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками Одно из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения – художественно-эстетическое развитие детей в разных видах деятельности,.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Слайд 1 «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры» Слайд 2 Известный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Опубликовано: 19 апреля 2016 в 19:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Малий в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД