Зоя Малий
Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники - прирожденные исследователи. Подтверждение тому их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В этом возрасте дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем, которая отражается в программе «Детство» под редакцией Т. Б. Бабаевой, по которой работает наше дошкольное учреждение.
«Интеллект» – (от лат. intellectus - познание - понимание, рассудок, способность мышления, рационального познания, это знания, которыми обладает человек, умеющий открывать для себя что- то новое и применять его на практике [1, c.90]. Эту способность необходимо развивать с раннего возраста.
Вводимые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования направлены сегодня на формирование познавательного интереса и интеллектуального развития детей. Чтобы избежать у детей интеллектуальной пассивности, необходимо создавать условия для развития у дошкольников продуктивных форм мышления в практической и игровой деятельности. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование.
Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Организацией опытно – экспериментальной базы занимались исследователи Е. А. Флерина, Н. Н. Подъяков. По мнению Н. Н. Подъякова: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается» [13, c.50].
Экспериментирование требует от педагога умение грамотно создавать условия для этой деятельности, отбирая познавательный материал, предусматривая взаимосвязь опытов и экспериментов.
Когда детям даётся возможность экспериментировать, дети могут выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального развития дошкольника.
Цель:
Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
Познавательные
обеспечить условия для развития поисково-экспериментированной деятельности детей (познавательное развитие);
создать условия для постановки элементарных опытов и уметь делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие :
обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие);
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
создать условия для обогащения словаря (речевое развитие);
обеспечить условия для развития мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
стимулировать желание детей экспериментировать;
формировать коммуникативные навыки.
Вся работа по экспериментальной деятельности объединяет в себе три темы:
живая природа
неживая природа
рукотворный мир
Для проведения экспериментов в группе созданы центры воды и песка.
При организации экспериментальной работы с детьми соблюдаются определё нные правила:
учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
не сдерживать инициативу детей;
не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
не спешить с вынесением оценочных суждений;
помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний.
Каждое занятие по экспериментированию имеет чё ткую структуру:
постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;
уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
уточнение плана исследования;
выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;
распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;
анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования;
совместная экспериментальная деятельность организуется нами один раз в неделю.
Основное содержание экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:
о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода);
о мире растений (способы выращивания растений из семян, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов);
о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, педагог убеждает родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Доказывает, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, родителям предлагается информационный материал в родительском уголке, где предложены занятия для детей и родителей. На таких занятиях родители вместе с детьми могли рисовать картины из песка, украшать воздушные шарики с помощью красок, фантиков, скотча, блесток, цветной бумаги, превращая их в веселых человечков. Кроме того, родители посещают занятия и организованные для них выставки детских работ.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. ; СПб., 2002. - 90с.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
4. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.
5. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
9. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
10. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
11. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
12. Смирнов Ю. И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
13. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / ред. Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сохин. – Москва : Просвещение, 1984. – 50с.
14. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003. – 72с.