Галина Любезных
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях - от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программах нового поколения дошкольных образовательных организаций вопрос здоровья стоит на первом месте, а приоритетными направлениями работы дошкольных организаций является именно физическое развитие. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим развитие интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Публикация «Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр» размещена в разделах
Проблема развития ловкости у детей дошкольного возраста - одна из наиболее значимых и наименее разработанных в теории и методике физического воспитания.
Основными составляющими ловкости являются : быстрота реакции на сигнал; координация движений; быстрота усвоения нового: осознанность выполнения движений. Однако, в ходе работы с детьми по развитию ловкости необходимо учитывать специфику дошкольного возраста, последовательность работы над каждым из этих элементов.
Для развития ловкости необходимо определить следующие пути:
1. Овладение новыми разнообразными движениями (важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют).
2. Усложнения, новые сочетания знакомых движений, замена изменять привычных условий выполнения движения.
Прежде чем организовать работу, необходимо провести отбор и классифицировать подвижные игры, способствующие развитию ловкости, по группам, в зависимости от целевой направленности:
а) игры на закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.) («Бег по кругу», «Быстро по местам», «Карусель»);
б) игры для выработки быстроты реакции на сигнал, развитие внимания и слуха «Поменяйтесь местами», «Слушай сигнал»;
в) игры на выполнение различных заданий в игре: «Обеги мяч», «Не задень», «С мячом под дугой», «Разойдись - не упади», «Не задень верёвку»;
г) игры для развития умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу: «Совушка», «Быстрые и ловкие»,
«Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи»; «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!», «Береги мешочек»;
д) совершенствование умений ритмично ходить, быстро бегать, делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей: «Салочки», «Догонялки», «Разрывные цепи», «Наступление», «Гуси-лебеди» :
е) игры на закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами: «Курица и коршун», «Лес, озеро, болото», «Перемена мест»;
ж) игры для закрепления умения в бросании, ловле и передаче мяча: «Постарайся поймать», «Мяч в стенку», «Камешки», «Мячик кверху», «Перебрасывание мяча», «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе».
з) элементы спортивных игр, также способствуют развитию ловкости детей.
Необходимо сформировать систему изучения и использования подвижных игр для развития ловкости, которая будет включать в себя перечень игр, используемых в совместной деятельности педагога с детьми: в непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, на прогулке, при проведении спортивных досугов и развлечений; игр, рекомендованных для работы воспитателям. Внедрение подвижных игр в осознанную деятельность детей способствует расширению их двигательного опыта и формирование необходимых навыков (ловкости в данном случае).
Практическая работа по формированию осознанности выполнения физических упражнений проводится в процессе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию посредством обучения детей общеразвивающим упражнениям и основным видам движений. Разработаны конспекты организации непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию с использованием разнообразных игровых упражнений, направленных на развитие ловкости для детей старшей группы. Данные конспекты являются тематическими: «Ребятам о зверятах», «Готовимся к Олимпийским играм», «Мы - танцоры», «Цирковое представление», «Путешествие на север» и т. п.
В ходе такой деятельности для работы с детьми используются упражнения различных видов и характеристики:
- применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д. ;
- изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
- использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;
- выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3-4 человека;
- более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д. ;
- использование упражнений, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
-использование упражнений с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей).
- применение прыжков на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения.
-метание в цель, прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве.
После того как сформированные у детей двигательные навыки были перенесены в игровую деятельность, появилась возможность работы над воспитанием четвёртого компонента ловкости - быстроты реакции на сигнал.
При проведении игр с бегом - «Дракон», «Салочки», «Догонялки», «Менялки», «Кукушка», «Ловишки» и т. п., дети знакомятся с разнообразными приёмами увёртывания, дети учатся тому, как можно резко изменить направление - остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. При проведении бега с обеганием препятствий одновременно используются различные предметы и пособия: кегли, конусы, набивные мячи; посредством указателей создаются вероятностные условия определения направления движения, расстояние между предметами вариативно изменяется. Использование наглядного материала позволяет находить наиболее рациональный вариант решения двигательной задачи.
Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы сюжет и структура игр способствовали активной двигательной деятельности детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, числом повторений, продолжительностью остановок в игре. В таких играх используются различные общеразвивающие упражнения на согласованность движений; бег в сочетании с поворотами и прыжками; бег спиной вперед, боком, с изменением направления, метание мяча из различных исходных положений, после прыжков, поворотов; метание в цель в ускоренном темпе; метание в цель попеременно обеими руками; прыжки в длину, высоту различными способами, прыжки с поворотом и др. ; отдельные упражнения на единой полосе препятствий (бег по проходам лабиринта, преодоление препятствий, требующие проявление ловкости; броски мяча в цель, в корзину с места в движении, в прыжке, после поворотов, кувырки вперед, ведение баскетбольного мяча и др., повороты на месте и в движении.
При проведении игр, основу которых составляют подражательные и ритмические движения, упражнения на внимание, неожиданные перестроения, учитывалось теоретически обоснованное положение о значении чувства времени, обеспечивающего адекватную реакцию на изменение ситуации. Широко использовались имитационные упражнения. В играх, требующих мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, сохранению определённого положения, подчёркивались быстрота реакции, а также оригинальность и выразительность позы.
Использование подвижных игр в физическом воспитании является важным педагогическим условием развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1981. – 96 с.
2. Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков : пособие для воспитателя детского сада / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. – К. : 1998. – 168 с.
3. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С. 10-14.