Марина Васильевна Елецких
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к компьютерной презентации практических достижений
профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В.
СЛАЙД 1
Вашему вниманию представляю свою «Визитную карточку».
СЛАЙД 2
Тема работы: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу»
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Развитие эмоциональное сферы детей занимает немаловажное место в моей педагогической деятельности.
СЛАЙД 3
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Научно- исследовательские :
На протяжении последнего десятилетия проблема эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является объектом изучения многих исследователей: Запорожец А. В., Г. М. Бреслав, Я. З. Неверович, Л. П. Стрелкова, А. Е. Ольшанниковой, Л. С. Выготский.
Методические:
-Организация соответствующей развивающей предметно– пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей
-Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы
-Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми
-Привлечение родителей для реализации плана
Организационно- педагогические:
-Обмен опытом с коллегами ДОУ
-Участие в РМО
-Публикации в СМИ
-Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах : МААМ. RU, социальная сеть работников образования nsportal.ru.
СЛАЙД 4
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Тема, над которой я работала заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени, т. к. именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
СЛАЙД 5
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Теоретическая основа базируется на комплексном подходе в решении задач эмоциональной сферы детей (Л. С. Выготский, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Л. И. Божович). В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, то есть в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других.
Л. П. Стрелкова заметила, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется и принципиально новая способность - сопереживать вымышленным персонажам. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
СЛАЙД 6
Цель моей работы:
повысить уровень эмоционального развития детей.
Цель достигается в решении следующих задач:
Задачи:
Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений, навык перевоплощения в героев из произведения, навык работы с пиктограммами.
Развитие внутренней деятельности детей во время восприятия художественного произведения.
Формирование умения рассуждать и самостоятельно анализировать ситуации, высказывая и обосновывая свое мнение
Обучение умению детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды, через игру и общение с персонажами.
Воспитание чувства сопереживания, желание помочь чужому горю, нравственные чувства у детей.
СЛАЙД 7
Ведущая идея моей педагогической деятельности в представляемой области, которую я хотела бы донести до коллег и родителей:
- Организация педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу.
СЛАЙД 8-11
Деятельностный аспект личного вклада воспитателя в развитие образования
Главный деятельностный аспект моего личного вклада в развитие образования состоит в том, что развитие эмоциональной сферы у детей осуществляется мною через взаимодействие с детьми, педагогами и родителями.
Условиями для развития эмоциональной сферы воспитанников являются:
1) Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:
• Картотека театрализованных игр;
• Видеотека русских народных сказок;
• Совместно с родителями изготовление «барометра настроения».
2) Формы работы с детьми:
• НОД;
• Совместная деятельность детей;
• Экскурсии;
• Театрализованные представления;
• Встречи с интересными людьми.
3) Формы работы с семьей:
• Проведение опросов;
• Совместные досуги, праздники, развлечения;
• Проведение родительского собрания по теме «Волшебный мир книги», консультации, игры – тренинги;
• Организация открытых просмотров, НОД и других видов деятельности.
СЛАЙД 12
Диапазон личного вклада воспитателя в развитие образования представлен:
• Циклом непосредственно образовательной деятельности
(с использованием ИКТ-технологии);
• Циклом игр, упражнений, направленных на социально-коммуникативное развитие;
• Проектом: «Хорошая книга - наш друг»;
• Консультативно-справочным материалом для педагогов и родителей (методические рекомендации по организации работы, картотекой театрализованных игр, мультимедийной презентацией).
СЛАЙД 13
Разрабатывая систему работы по данной теме, на начальном этапе я провела педагогическую диагностику эмоциональной сферы детей. Результаты составили: сформированно полностью – 8%; сформировано не полностью – 80%; не сформировано – 12%.
Проведя большую работу на развитие эмоциональных качеств детей и сделав промежуточную диагностику я выявила, что процентное соотношение сформированности данных качеств увеличилось на 25%.
Таким образом, на диаграмме видна положительная динамика развития эмоциональной сферы детей.
СЛАЙД 14
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Данные практические достижения могут быть использованы как начинающими педагогами, так и педагогами с высокой планкой мастерства.
Наиболее актуальным способом распространения опыта является интернет публикацмии, выступления на заседаниях РМО.
СЛАЙД 15
Мною были использованы в работе следующие источники информации:
• Белкина В. Н. Детская психология. Ярославль, 1994г.
• Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. ; Воронеж, 1995г.
• Бреслов Г. М. Психология эмоций. – М. 2004г.
• Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России. 2006г.
• Валлон А. Психическое развитие ребёнка – М., 1967г.
• «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
• Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2002г.
• Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.
• Князева О. Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2003г.
• Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с. 10-23.
• Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г.
• КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.
• Методические советы к программе «Детство». Санкт - Петербург. Детство – Пресс. 2002г.
• Психология. Словарь/ Под. Ред. А. В. Петровского. – М. : 1990г.
• «Развитие» - знакомство с программой. М. : Уч. Центра им. Венгера Л. А. 1990г.
• Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. А В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. 1986г.
• Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение
• Чистякова М. И. Психогимнастика. Просвещение, 1992г.
• Эмоциональное развитие дошкольника/ Под. Ред. Кошелевой А. Д - М. ; Просвещение, 1985г.
• http://maam.ru/"Маам. ру"- сайт для воспитателей детского сада.
• http://dohcolonok.ru/"Дошколенок"- сайт для воспитателей детского сада.
• http://lukoshko.net/-Сайт «Лукошко сказок»
• Детский информационный портал--http://www.deti.religiousbook.org.ua/
В заключении хочется отметить большую воспитательную и развивающую роль художественной литературы в работе с детьми детского сада. Используя художественную литературу как средство развития эмоциональной сферы дошкольников можно добиваться гармоничного развития личности ребенка.
Так как во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, в дальнейшем буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.