Ирина Соснина
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Детская книга при всей ее внешней простоватости –
вещь исключительно тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому
терпению взрослого доступны ее вершины.
Удивительное искусство – детская книжка!
А. Токмаков.
Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с окружающим его миром.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Несмотря на изменения происходящие в системе дошкольного образования основной упор в образовательном процессе делается, все таки, на развитие познавательной сферы, забывая об эмоциональном развитии подрастающего поколения. А ведь именно эмоциональное развитие является одной из основ полноценной и гармоничной личности.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны:
1. «читать» эмоциональное состояние окружающих людей
2. Управлять своими эмоциями.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка, а художественная литература сможет стать важным средством его эмоционального развития.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
В период детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением. Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями, которые на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что и составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Говоря словами А. Валлона, «. в процессе развития происходит функциональный переход от эмоций к чувствам и чувства начинают приобретать новое значение и смысл во внутреннем мире ребенка».
Белкина В. Н. выделяет основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольников :
- усложнение содержания эмоциональной сферы дошкольника;
- изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств.
Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература.
Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам этот вид искусства привносит в жизнь детей своё индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
Охарактеризуем возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы.
Сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей : "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".
Анализируя нынешнее состояние исследования проблемы влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л. П. Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к литературе. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведений, способности и желания постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, лирическим и др.)
Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются и в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках, выразительном чтении стихов и других видах исполнительской деятельности. Сейчас нет недостатка произведений художественной литературы для детей. И с каждым годом количество их увеличивается. Но не во всех детских садах уделяется достаточно времени чтению книг, И тем более, не каждый воспитатель находит возможность целенаправленно развивать эмоциональную сферу дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободное время. Тем не менее необходимо совершенствовать эмоциональную культуру детей посредством разнообразия жанров художественной литературы.
Работа велась в нескольких направлениях.
Первое направление – формирование Эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы в совместной деятельности взрослого и детей.
Нами было разработано перспективное планирование по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой.
В процессе организации непосредственно образовательной деятельности мы учитывали методику ознакомления детей с произведениями художественной литературы, и особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками.
При работе с литературными произведениями мы использовали различные методы и приемы работы.
Важное место мы отводили качеству подачи текста, выразительности чтения, тонкости в передаче ритмической структуры, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературных текстов, а не через рассуждения, анализ литературных текстов дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов, позиции автора к описываемым событиям, жанровое своеобразие произведения. Выбор способа преподнесения художественного произведения зависит от идейного замысла, формы, способов его художественного воплощения. Например, перед чтением стихотворения мы продумывали вид его исполнения – декларативно-риторический, говорной или напевный.
Для эмоционального характера восприятия художественных произведений существует метод эмоционального – сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений.
Создание эмоционально – насыщенной атмосферы.
Например, во время чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина предлагали детям изобразить руками различное состояние моря, при чтении стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» дать возможность вдохнуть запахи, связанные с той или иной профессией. Рассказывая сказки, вводя детей в мир мифологии и эпосов,мы одновременно давали возможность почувствовать различные состояния героев, смысл их поступков, окрашенность ситуаций, обуславливающих те или иные испытания персонажей, через прикосновение к поверхности различного качества – колючей, шершавой, мокрой, холодной, тёплой, пушистой, гладкой и т. д.
В ряде случаев данный метод мы применяли после прочтения художественного произведения, в процессе общения по поводу мотивов поступков, оценки способов действий героев. Например, мы предлагали изобразить движениями способы передвижения сказочного героя; подобрать цвет одежды, отвечающий настроению персонажа; выбрать из предложенных вариантов музыкальный фрагмент, отражающий общее впечатление от восприятия литературного текста и т. д.
Конечно беседа – это неотъемлемая часть работы над произведением. Но беседа тоже не должна быть формальной. В процессе их проведения применялись приёмы и педагогические средства, побуждающие к актуализации литературного и личного опыта детей :
Создавались игровые ситуации, направленные на передачу движениями эмоциональных состояний литературных персонажей;
Создавались проблемные ситуации, побуждающие к называнию эмоциональных состояний героев;
Использовался наглядный материал (иллюстрации, серии картин и т. п.).
Например, при работе со сказкой «Ховрошечка» важно было выяснить мотивы поступков главных героев. Донести до детей, мораль сказки. Выяснить, как бы дети поступили на месте героини. Почему они так поступили. При работе со стихами о природе мы предлагали нарисовать словесную картину. Рассказать о чувствах и эмоциях, которые переживали дети, слушая стихи. Так при работе над стихотворением К. Бальмонта «Осень» мы предлагали детям нарисовать картину, описать словесно картину, выбрать музыку, подходящую к стихотворению, выбрать цвета, которые характеризуют стихотворение и т. д. Рассказать, как бы он прочитал это стихотворение и почему. Дети с начала с трудом, а затем с огромным удовольствием рассказывали о том, какие чувства вызывают то или иное произведение, будь то сказка, стихотворение, рассказ. Кроме того дети с удовольствием отражали настроение художественных произведений в творческой деятельности. Кроме того огромное внимание мы уделяли драматизации художественных произведений. Именно в драматизации дети наиболее полно проявляли свои эмоции. Так при драматизации сказки «По щучьему велению» дети передавали характерные эмоциональные состояния героев. Читая детям художественную литературу, разучивая пословицы и поговорки, проводя дидактические игры, стремились обогатить их речь такими словами как добрый, чуткий, отзывчивый, воспитать у детей готовность, желание заботиться о других.
Когда читала детям «Азбуку нравственности», особое внимание обратила на слова: «Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь»
Часто герои рассказов, сказок переживают оттого, что причинили вред, и мучаются, пока не искупят свою вину.
Несколько раз читали детям ненецкую сказку «Кукушка» о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых сыновей. Все ребята поняли вину сыновей и осудили их. И поэтому мой вопрос «Вам жалко сыновей?» – удивил детей, но я хотела, чтобы ребята, осознавая их вину, все же испытали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвела детей к выводу : «Действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь и их жаль – они остались без матери».
Мы старались воспитать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите. Отношение к близким пытаемся раскрыть с помощью таких произведений, как «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Вовка – добрая душа» А. Барто, «Самое страшное» Е. Пермяка.
Конечно, наша работа не ограничивалась рамками только организованной образовательной деятельность. В процессе режимных моментов работа над произведениями также проводилась в системе. Например, мы организовывали игры драматизации по сказкам, которые больше всего понравились детям, дети сочиняли свои сказки, играя роли наиболее понравившихся им. Организовывали сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Театр». Организовывали индивидуальные беседы на тему: «Какой герой тебе понравился из произведения. Почему?» Организовывалась как предварительная так и последующая работа над произведениями художественной литературе. Предлагали детям поучаствовать в викторинах «Узнай героя», организовывали участие детей в дидактических играх: «Расскажи о настроении героя сказки», «Найди эмоции». Мы придумали игру «Путешествие по сказкам», где одна из задач направлена на формирование у детей умений анализировать поступки героев, устанавливать причинно - следственные связи между эмоциональным состоянием героя и его поступкам. Сначала дети играли совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно. Детям предлагалось отразить свои впечатления в творческой деятельности. Мы устраивали конкурсы рисунков «Я рисую сказку», «Юные иллюстраторы» и др. Кроме того мы постарались привить детям желание работать с книгой. Конечно, примером являлся сам воспитатель. Дети научились бережному отношению с книгой. Мы устраивали «день помощи книгам», где дети с удовольствием совместно с воспитателем «Лечили» книги, находили им нужное место на полочке, расставляли по жанрам и т. д.
Естественно для организации работы детей в самостоятельной деятельности мы внесли в предметно развивающую среду новый центр «В гостях у книги». В центре появились:
- подборка художественной литературы по жанрам, тематике, соответствующей программе и возрастным особенностям детей.
- Настольные и дидактические игры по знакомым произведениям
- Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца.
- Папка с алгоритмами для составления рассказов, здесь же буквы, материал для обучения чтению, книги серии «Читаем сами»,»Читаем по слогам»
- Театральные атрибуты и атрибуты для с/ р игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».
- Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам.
- Портреты писателей.
- Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры
- Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.
- Юмористические книги с иллюстрациями (Н. Носов, С. Маршак, и др.)
- Книги, которые дети приносят из дома.
Появились книги, что бы привлечь внимание детей, они располагались в специальном ярком лоточке.
- «Толстые» книги, которые воспитатель читает в течение длительного времени.
- Энциклопедии.
- Книжки-раскраски, книжки-самоделки.
- Аудио и СД-диски для прослушивания.
В книжном центре у детей появилась возможность не только познакомиться с книгами, но и собирать пазлы, кубики по хорошо известным и знакомым им литературным произведениям. Центр «В гостях у книги» в нашей группе стал и уголком уединения, где ребенок в соответствии со своими интересами, может полистать журналы, посмотреть любимые книги, обыграть эпизоды любимых произведений с помощью театра игрушек и др.
Но наряду с использованием центра «В гостях у книги» предметно-развивающая среда по образовательной области «Чтение художественной литературы» была обогащена и в других центрах, таких как театральный и изоуголок. В этих центрах представлена возможность интеграции образовательных областей, у детей формируются интерес и потребность в чтении, также потребность в применении своих знаний по образовательной области «Чтение художественной литературы» в играх-драматизациях, инсценировании литературных произведений, выразительном чтении стихотворений, пополнении литературного багажа загадками, считалками, скороговорками, посещениями сельской библиотеки, рисовании иллюстраций из любимых литературных произведений.
Естественно всю работу мы старались организовать в тесном взаимодействии с семьей. Мы привлекали родителей к изготовлению дидактических игр костюмов, атрибутов для сюжетно - ролевых игр. Родители принимали активное участие в викторинах конкурсах рисунков, в праздниках и развлечениях. Мы вели активную работу по повышению уровня литературной грамотности родителей. Были организованы консультации «Что читать с малышом», «Читаем сказки», «Домашняя библиотека» и т. п. Проводились родительские собрания, помещалась информация на сайте дошкольного образовательного учреждения. Приглашались на открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности. В процессе взаимодействия с родителями мы увидели интерес родителей к жизни детского сада. Родители проявляли инициативу, выдвигали предложения в организации праздников и развлечений, что на наш взгляд так же положительно влияет на эмоциональное развитие детей.
Вся работа велась и в тесном взаимодействии со специалистами детского сада.
В процессе непосредственно образовательной деятельности с руководителями по изобразительному искусству дети рисовали, изготавливали поделки из природного материала, лепили отражающие содержание изучаемых литературных произведений. С музыкальным руководителем дети сопоставляли литературные произведения и музыку и т. п.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эмоционального развития, язык усваивается в его эмотивной стороне. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Таким образом, художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость.
Дошкольное детство – важный и во многом определяющий период эмоционального развития детей, обогащения их эмоциональной культуры. Безусловно, огромная роль в реализации этого направления педагогической работы отводится художественной литературе. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио – и видеокниги, зрелищные шоу.
Закончить свою работу хочется словами великого русского писателя Ф. М. Достоевского: «В процессе общения с литературными произведениями художественное впечатление мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».