Оксана Попова
Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Изучив особенности и уровень геометрических представлений у детей экспериментальной группы, я разработала план формирующего эксперимента, целью которого стало формирование геометрических представлений у детей подготовительной к школе группе в процессе физического воспитания. В план работы я включила серию физических упражнений, игровых упражнений и подвижных игр, которые проводились на занятиях по математическому развитию, на занятиях по физическому развитию, а также в повседневной жизни.
Публикация «Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Геометрические фигуры и формы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Развивать у детей ориентировку в пространстве относительно себя и других предметов способствовали разные построения и перестроения, которые применялись на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике и в подвижных играх. Так, например, я учила детей в вводной части выполнять повороты. Ходьбу и бег предлагала выполнять в разных построениях. При перестроении обращала внимание детей на интервалы и дистанцию. Для этого вначале применяла зрительные ориентиры. Затем предлагала на глаз определять дистанцию.
Общеразвивающие упражнения проводила часто с предметами. При назывании исходного положения обращала внимание на точность захвата предмета. В комплекс общеразвивающих упражнений включала разнообразные наклоны. При выполнении этих упражнений я добивалась соблюдения направления. Так же включала упражнения на внимание.
Иногда предлагалось по сигналу менять двигательное задание, такие упражнения развивали у детей ориентировку в пространстве.
С этой же целью я проводила игры по типу: «Найди, где спрятано». Предварительно вместе с детьми рассматривали план групповой комнаты (а в дальнейшем - игровой площадки на участке, устанавливали соответствие предметов мебели их изображению на плане. При этом уточняли форму, величину предметов, взаимное расположение. Затем дети выходили из комнаты, в ней прятался фант, а на плане делалась отметка, по ней дети должны найти фант. По мере того, как дети хорошо ориентировались на плане, игра усложнялась: одна подгруппа детей прятала фант, делала отметку на плане, а другая - искал. Способность к ориентированию на местности у детей заметно совершенствовалась. Затем я игру усложнила: на полу раскладывались листы бумаги, под одним из них прятался фант. На плане стрелками показывала направление движения и дугами обозначала количество шагов. Для того, чтобы выполнить задачу, детям нужно относительно предмета, указанного на плане, сделать нужное количество шагов, свернуть правильно направо или налево, ещё сделать несколько шагов. К концу работы половина детей легко справлялись с этим заданием.
Важную роль в повышении эффективности развития геометрических представлений у детей способствовала серия игр в «классы» : Дом, Болото. Игры в «классы» способствовали закреплению знаний детей о названии геометрических фигур, углублению и уточнению представлений о свойствах геометрических фигур, развитию способности к обобщению фигур по существенным признакам. Игры в классы развивали пространственное мышление у детей, умение выделять в общем рисунке геометрические фигуры. Содержание игр в «классы» однотипно, что облегчает разучивание правил.
Вначале дети выполняли прыжки только на двух ногах, а затем постепенно переходили и на прыжки на одной ноге. После того, как дети освоили правила игры, игровые действия, я увеличивала количество классов, форму классов, затем перешла к игре «Болото». Прежде чем нарисовать классы на площадке, я чертила схему на листе бумаги, с детьми рассматривали и уточняли форму классов. Тем самым я учила детей ориентироваться на листе бумаги, знакомила их со схемой, чертежом, на практической основе подводила к пониманию масштаба.
Игры в классы удобны были ещё и тем, что их можно было проводить в любое время - утром в часы приёма, на прогулке, в вечерние часы. Когда
дети запомнили правила, они же самостоятельно продолжали игру. По мере того, как двигательные навыки детей совершенствовались, лучше запоминались правила игры, дети всё больше увлекались играми в классы. Большое место на прогулке я также отводила играм с мячом. Игры с мячом привлекали детей разнообразием движений, их динамикой. Я предлагала разные упражнения. Предлагала измерить расстояние шагами, сравнивали количество шагов. Тем самым дети научились измерению с помощью условной мерки. Я подвела детей к осмыслению зависимости между размером мерки и количеством мерок. Затем я придумала игру с мячом, которая очень детям понравилась. Направлена она была на закрепление и расширение словарного запаса детей, обозначающего пространственные категории. Игра называлась «Наоборот». К концу работы дети уже легко подбирали слова, их словарный запас значительно расширился. Значительное место в моей работе занимали подвижные игры с блоками Дьенеша. В качестве оборудования использовались обручи разного цвета и наборы геометрических фигур, отличающихся по цвету, по форме, по величине, по толщине. Особенно понравились детям игры «Найди меня» и «Улитка», которые развивали у детей умение читать кодовое обозначение геометрических фигур.
Я предлагала детям поиграть. Делила детей на две группы. Одна группа брала карточки, другая - блоки. Дети первой группы по очереди читали (раскодировали) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходил, показывал геометрическую фигуру, догонял игрока с карточкой, и они образовывали пару.
Перед игрой слова:
Блоки, блоки разные
Синие и красные,
Желтые, зеленые —
Всем нам они знакомые.
Найди меня!
Игру «Улитка» я проводила с детьми между занятиями, на занятиях по математическом развитию, на прогулке. Для этого использовались фигуры - нагрудные знаки. Произвольно выбирался ребёнок с любым блоком, затем к нему пристраивался ребёнок с блоком, в котором присутствовал один признак предыдущего блока. Игра проводилась в движении под музыку и продолжалась до тех пор, пока все дети не находили своё место в «улитке».
Такие игры развивали у детей способность абстрагировать свойства геометрических фигур, умение классифицировать.
Последним этапом нашей практической работы явился контрольный эксперимент. На основе теоретической и практической работы я разработала методические рекомендации по развитию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.