Марина Янчук
Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Умелые ручки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Учитывая, что все дети посещающие данную группу имеют ЗПР, то считаю приоритетной задачу развития активной речи детей, через тренировку мелкой моторики в рамках программы дополнительного образования «Умелые ручки», в которую включены продуктивные виды деятельности по пластилинографии, аппликации и оригами.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
«Аппликация» в переводе означает прикладывание, это создание рисунка путем приклеивания к основе кусочков бумаги. Специфика этих занятий позволяет получать знания о цвете и форме предметов, их величине, о композиции. Занятия аппликацией развивают у детей композиционные знания и умения.
Оригами – различные приемы и способы действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания, поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т. д., закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т. д.).
Педагогической целесообразностью программы «Умелые ручки» является интеграция предметных областей знаний. Темы непосредственной образовательной деятельности тесно переплетаются с жизнью детей с опорой на тематический план логопедических занятий.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка средствами ручного труда.
Задачи программы :
Обучающие:
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы и приё мы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: пластилин, бумага и бросовый материал, стека, ножницы, кисточка, клей, салфетки (бумажная, тканевая, клеёнка для аппликационных работ, доска для лепки, технические средства, ИКТ.
Принципы построения и реализации программы :
• Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• Принцип развивающего характера художественного образования;
• Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
• Принцип природосообразности : постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
• Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
• Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Методы работы :
• Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.
• Метод разнообразной художественной практики.
• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
• Метод эвристических и поисковых ситуаций.
• Метод игровых, творческих ситуаций.
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Предполагаемый результат:
Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
Дети научатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь у ребенка разовьётся умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности и бумагой как художественного способа конструирования.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение открытых занятий.
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
• Мониторинг развития.
Календарно-тематический план
Месяц Неделя Вид работы Тема Цель/ задачи Кол-во часов
октябрь I
№ 1,2 МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 1
Конструирование из бумаги «Волшебные превращения бумажного квадрата». Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон; учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. 1
II
№ 3,4 Аппликация Вводное занятие, техника безопасности. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой. 1
Пластилино-графия "Грибы, грибочки выросли в лесочке". Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму 1
III
№ 5,6
Конструирование из бумаги «Грибок». Учить работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. 1
Аппликация «Ежик» Учить детей создавать яркий образ; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. 1
IV
№ 7,8
Пластилино-графия «Гусеница на листочке» Учить прикреплять готовые формы к поверхности основы в определенном порядке (друг за другом); закреплять умение расплющивать пластилиновый диск на основу; развивать согласованность в работе обеих рук; закреплять навыки аккуратной работы с пластилином; активизировать речь. 1
Конструирование из бумаги Ёжик Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. 1
ноябрь
I
№ 9,10 Аппликация «Грузовик везет урожай овощей и фруктов» (коллективная работа) Учить определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять его, устанавливая взаимосвязи между разными предметами; радоваться результатам коллективной деятельности 1
Пластилино-графия «Яблоки поспели». Вызвать у детей желание делать лепные картины. Продолжать работу над техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции 1
II
№ 11,12 Конструирование из бумаги
«Фигурка лисы».
Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, загибать углы. Дорисовывать глаза, нос, рот до завершения образа. 1
Аппликация «Полосатый коврик». Учить работать ножницами, сжимать и разжимать кольца, нарезать полоски из прямоугольного листа бумаги, подбирать гармоничные цветовые оттенки, чередовать полоски разного цвета; составлять коллективную композицию. 1
III
№ 13,14 Пластилино-графия «Дождь – проказник».
Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета. Обрабатывание приёма «скатывания». Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей : травка, лужи, опавшие листья. Воспитание творческого восприятия окружающего мира. 1
Конструирование из бумаги «Хлопушка». Учить делать игрушку на основе прямоугольника, складывать его пополам; тренировать в аккуратном и последовательном выполнении работы по схеме. 1
IV
№ 15,16 Аппликация «Цыпленок». Продолжать учить детей работать с бумагой, создавая объемную аппликацию, передавать в работе характерные черты цыпленка. 1
Пластилино-графия "Гроздь винограда". Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы 1
декабрь I
№ 17,18 Конструирование из бумаги «Снежинка». Учить детей вырезать полоски из бумаги; складывать их гармошкой, соединять, развивать чувство композиции. 1
Аппликация «Снеговик». Тренировать в умении вырезать круги разного размера; учить выполнять аппликацию в определенной последовательности; развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость. 1
II
№ 19,20 Пластилино-графия «Ёлочка». Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином. 1
Конструирование из бумаги «Шапка Деда Мороза».
Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». Вызвать у детей желание передать волшебство новогоднего праздника.
Развивать конструктивные способности. 1
III
№ 21,22 Аппликация «Варежки для Снегурочки». Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество 1
Пластилино-графия «Елочные шары на ветке».
Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма, тренировать детей в раскатывании жгутиков. 1
IV
№ 23,24 Конструирование из бумаги Ёлочка
Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. 1
Аппликация «Конфетка». Учить нарезать квадраты путем складывания полосы в несколько раз, разрезать их по диагонали на два равных треугольника: активизировать понятия “вертикально”, “горизонтально”. 1
январь I
№ 25.26 Пластилино-графия «Кудряшки для овечки» Учить пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки; закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом; развивать согласованность работы обеих рук; воспитывать навык аккуратной работы с пластилином; актуализировать словарь (овечка, белые кудряшки, шерсть – шерстка). 1
Конструирование из бумаги «Мышка» Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. 1
II
№ 27.28 Аппликация «Белочка». Упражнять в вырезывании круга; учить вырезать овал путем срезания углов прямоугольника, последовательно наклеивать части задуманного образа на бумагу; учить доводить начатое дело до конца. 1
Пластилино-графия «Веселый клоун». учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. 1
III
№ 29.30 Конструирование из бумаги Колобок
. Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками 1
Аппликация «Строим дом». Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности; упражнять в умении аккуратно наклеивать готовые формы; развивать эстетические чувства. 1
IV
31,32 Пластилино-графия «Снежинка». Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок.
Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. 1
Конструирование из бумаги «Зайчик» Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. 1
февраль I
№ 33,34 Аппликация «Цветные мячики». Учить вырезать круги из квадратов, срезая углы, разрезать получившиеся круги на полукруги, составлять круг из полукругов разного цвета, аккуратно работать с клеем и бумагой; развивать эстетическое восприятие. 1
Пластилино-графия "Яблоки на тарелочке" Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие. 1
II
№ 35,36 Конструирование из бумаги «Самолетик». Продолжить учить делать игрушку на основе прямоугольника, дополнять ее способом аппликации, активизировать понятие “симметрия”. 1
Аппликация «Подарок для Мурки». Закрепить приемы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник).
Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур,
Учить детей нетрадиционным способам: сжатие, скручивание бумаги. 1
III
№ 37,38 Пластилино-графия «Самолет летит». Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. 1
Конструирование из бумаги «Солдатская пилотка». Продолжать учить складывать из бумаги, проглаживать все сгибы. Принести детям радость от примерки пилоток. 1
IV
№ 39,40 Аппликация «Машина». Закреплять умение складывать машину из геометрических форм и знакомых предметов. Развивать воображение, чувство ритма и цвета. 1
Пластилино-графия «Зимующие птицы. Снегири». Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 1
март I
№ 41,42 Конструирование из бумаги «Кошка».
Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. 1
Аппликация «Сумочка». Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. 1
II
№ 43,44 Пластилино-графия «Весна. Душистая мимоза». Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. 1
Конструирование из бумаги «Сова».
Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращаться в исходное положение. Делать надрезы по линии сгиба. Сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. 1
III
№ 45,46 Аппликация «Натюрморт». Совершенствовать технику вырезания по контуру (фруктов и ягод, вазы для фруктов). Подвести детей к пониманию, что красивый натюрморт получается при сочетании разных цветов, форм. Формировать аппликативные умения детей. Развивать творчество детей. 1
Пластилино-графия «Перелётные птицы. Лебеди». Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 1
IV
№ 47,48 Конструирование из бумаги «Лиса»
Продолжать учить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой 1
Аппликация «Овечки». Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. 1
апрель I
№ 49,50 Пластилино-графия «Пароход».
Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии. 1
Конструирование из бумаги «Волк»
Продолжать учить детей сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков к верху наискосок. Закрепить умение приклеить голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. 1
II
№ 51,52 Аппликация «Космический корабль летит к звездам». Учить вырезать космический корабль, складывая прямоугольник пополам; украшать его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных светил 1
Пластилино-графия «Звездное небо».
Учить детей передавать образ звездного неба посредствам пластилинографии. Развивать композиционное и пространственное восприятие. 1
III
№ 53,54 Конструирование из бумаги «Ракета».
Учить складывать заготовку, используя разные знакомые детали базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить соединять детали накладывая друг на друга соединяя стороны. 1
Аппликация «Белочка». Упражнять в вырезывании круга; учить вырезать овал путем срезания углов прямоугольника, последовательно наклеивать части задуманного образа на бумагу; учить доводить начатое дело до конца. 1
IV
№ 55,56 Пластилино-графия «Насекомые. Божья коровка». Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части. 1
Конструирование из бумаги «Медведь»
Учить детей перегибать косынку пополам, понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадрата разной величины. Воспитывать и развивать способности контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. 1
май I
№ 57,58 Аппликация «Гвоздики» Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники 1
Пластилино-графия «Подсолнух». Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха.
Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. 1
II
№ 59,60 Конструирование из бумаги «Фигурка голубя». Совершенствовать технику оригами, воспитывать трудолюбие, интерес к работе. 1
Аппликация «Бабочка». Продолжать учить вырезать круг, сворачивать его на две равные части, разрезать по линии сгиба на два полукруга; дорисовывать недостающие элементы аппликации; развивать художественный вкус; воспитывать любовь к природе. 1
III
№ 61,62 Пластилино-графия «Ландыши». Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета). 1
Конструирование из бумаги Курочка
Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание. 1
IV
№ 63,64 Пластилино-графия «Мышка норушка и золотое яичко» Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Развивать сюжетно-игровой замысел. 1
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 1
ИТОГО: 64
Список литературы
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель, 2006.
2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
3. Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду. Издательство: Линка-Пресс, 2010
4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
5. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. Издательство: Просвещение, 1998
6. И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2008
7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М. : Аст; СПб: Сова, 2006.