Наталья Марченкова
Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновые чудеса» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Мы, взрослые, должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Пластилиновые чудеса“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Изобразительная деятельность, включающая лепку, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путём через органы чувств; успешное овладение лепкой.
Лепка обладает определённым психотерапевтическим эффектом. Когда ребёнок лепит то, что он хочет и как он хочет, он даёт выход своим чувствам и обретает душевное равновесие.
Маленькому ребёнку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объёмное изображение – в лепке). Он передаёт образы предметов с помощью пластилина. Этот материал должен быть всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности ребёнка, показывать приёмы лепки. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, величины, эстетических представлений.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений.
При обучении детей лепке очень важно добиться высокого качества изображения и побуждать детей в процессе работы использовать как можно шире различные дополнительные изобразительные материалы (природный, бросовый).
Для того, чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит им изображать разнообразные предметы окружающего мира. Чем лучше ребёнок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем.
В процессе лепки у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Цель программы – формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
• Приобщение ребёнка к окружающей красоте: развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание чувства прекрасного;
• Формирование умений и навыков в лепке;
• Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия;
• Развитие творческих способностей детей.
Принципы:
• принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
• принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
• принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
• принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Организационно-методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает специально организованные занятия, в процессе которых дети получают навыки и знания по изучаемым темам.
Программа «Пластилиновые чудеса» рассчитана на 1 год обучения (5-6 лет).
Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в месяц с сентября по май.
Продолжительность занятия 25 мин.
Методы и приёмы:
• Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• Наглядный (рассматривание и обследование предметов, рассматривание картинок);
• Практический (самостоятельное выполнение детьми поделок из пластилина в сочетании с разнообразными материалами);
• Игровой.
Изобразительные материалы и оборудование:
• Пластилин
• Дощечка
• Тряпочка
• Небольшая картонка-подставка для готового изделия
• Дополнительный материал (спички, коктейльные трубочки, пуговицы, капсулы от киндер-сюрпризов)
• Природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, жёлуди, шишки, семена ясеня, крылатки клёна, ветки, семечки арбуза, фасоль, горох, рис).
Предполагаемый результат обучения.
• Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;
• Умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;
• Использует разнообразные приёмы лепки;
• Умеет лепить фигуры человека и животных в движении;
• Умеет передавать в лепке выразительность образа;
• Умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;
• Умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;
• Умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;
• Умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;
• Использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;
• Умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;
• Умеет украшать вылепленные изделия налепами и углубленным рельефом.
Используемая литература.
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М: Мозаика – Синтез, 2014
2. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» - М: Мозаика – Синтез, 2016
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М: Мозаика – Синтез, 2014
4. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»
5. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников» М. Просвещение, Росмен. 2008г.
Перспективный план работы (старшая группа)
Месяц № п/п Тема Содержание Оборудование (материал, атрибуты)
сентябрь
1 Гроздь винограда
Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание, творческие способности. Предметные картинки (ягоды). Пластилин, стека, доска для лепки, половинки листов картона.
2 Мухомор
Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Развивать творчество при оформлении своей поделки. Карточки с изображением грибов. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечка.
октябрь
3 Осеннее дерево
Научить детей лепить разные виды деревьев, передавая их особенности. Развивать творчество. Картинка-заготовка: лист картона голубого цвета с наклеенной травой из зеленой цветной бумаги. Пластилин, доска для лепки, семена арбуза, фасоль, горох.
4 Филин
Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Пластилин, еловые шишки. Небольшие ветки деревьев, стека, картонка-подставка, доска для лепки.
ноябрь
5 Ёж
Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Развивать фантазию при дополнении изделия необходимыми элементами. Сосновые шишки, пластилин, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев, картонка-подставка, доска для лепки.
6 Жираф
Учить детей лепить животное из пластилина пластическим способом (из одного куска, передавая форму, пропорции, характерные детали. Картинка с изображением жирафа. Пластилин, картонка-подставка, доска для лепки.
декабрь
7 Белка песенки поёт
Учить детей создавать образ из капсулы от киндер-сюрприза и пластилина. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Закреплять умение детей лепить мелкие детали. Капсулы от киндер-сюрпризов, пластилин, стека, картонка-подставка, доска для лепки.
8 Разноцветная ёлка
Закреплять технику контррельефа. Учить детей сочетать в работе несколько техник (нанесение пластилина и прорисовывание рисунка при помощи стеки). Развивать воображение. Вырезанные из белого картона ёлки, восковые мелки, пластилин, стека.
январь
9 Весёлый гном
Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал (сосновая шишка) и пластилин; передавать пропорциональное соотношение частей фигурки. Закреплять умение соединять части изделия с помощью пластилина, заглаживать места соединения. Сосновые шишки, веточки деревьев и другой природный материал, пластилин, картонка-подставка, доска для лепки.
10 Черепашка
Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал с пластилином. Учить наносить пластилин на округлый предмет. Учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа. Плоды каштана, скорлупа от фисташек, пластилин, стека, картонка-подставка, доска для лепки.
февраль
11 Грузовая машина
Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, подбирая пластилин разных цветов. Продолжать закреплять навыки аккуратной работы с пластилином. Игрушки или предметные картинки (транспорт и другие предметы). Картон с контурным изображением грузовой машины, пластилин, доска для лепки.
12 Веточка мимозы
Научить детей составлять букет из пластилина и природного материала. Развивать творчество. Картинка с изображением веточки мимозы. Картинка-заготовка: лист цветного картона. Пластилин, стека, горох, иглы ели.
март
13 Кружка, украшенная цветком
Учить соединять лентообразную форму с диском (дном); продолжать учить украшать изделие налепами; закреплять умение прочно соединять части изделия, заглаживая места скрепления. Пластилин, стека, доска для лепки.
14 Забавные животные
Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца. Закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки, добиваясь выразительности образа задуманного животного. Воспитывать самостоятельность, творчество. Пластилин, разноцветные капсулы от киндер-сюрпризов, стека, картонка-подставка, доска для лепки.
апрель
15 Клоун
Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму головы, туловища, ног, рук, пропорциональное соотношение частей; плотно скреплять части; создавать устойчивую фигурку. Учить лепить фигуру человека в движении. Пластилин, стека, картонка-подставка, доска для лепки.
16 Украшенное яйцо
Познакомить детей с традициями празднования Пасхи. Продолжать учить украшать изделие методом барельефа. Закреплять умение лепить мелкие детали. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вырезанные из цветного картона силуэты яиц, пластилин, стека, доска для лепки.
май
17 Божья коровка
Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал с пластилином. Учить наносить пластилин на полукруглый предмет; самостоятельно доводить изделие до задуманного образа; придавать образу выразительность. Половинки скорлупок грецкого ореха, пластилин, стека, картонка-подставка, доска для лепки.
18 Рыбка
Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на вырезанный из картона силуэт предмета. Учить закреплять на пластилине семечки арбуза, изображая чешую рыбы. Вырезанные из картона силуэты рыбок, пластилин, семечки арбуза.