Татьяна Пирогова
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Публикация «Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Работа в математическом кружке позволит приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Цель: Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.
Задачи:
• Развитие логического мышления и творческих способностей.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
• Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
• Обучить количеству и счету.
• Ознакомить с геометрическими фигурами.
• Научить определять величины.
• Научить ориентировки во времени и в пространстве.
• Научить решать логические задачи
Рабочая программа составлена на основе программ :
Л. Г. Петерсона, К. В. Шевелёва
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1.«Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н. А. Арапова-Пискарева, 2007г.
2. Л. Г. Петерсона «Практический курс математики для дошкольников»
3. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е. В. – М. : ИРИАС, 2006.
4. Программа-руководство по Развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников В. Г. Яфаевой.
Формы организации занятий:
Занятия по данной программе имеют различные формы:
-Традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Организация деятельности кружка
Ориентировочный состав группы – 15 человек. Занятия разделены на подгруппы по 7 и 8 человек. Занятие с одной подгруппой длится 25 мин. Занятия проводятся один раз в неделю. Большую часть программы составляют практические занятия. Во время проведения занятия, по мере необходимости, проводится физкультминутка.
Перспективное планирование
Раздел Задачи Игры
Количество
и счет Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти. «Назови следующее, предыдущее число»,
«Назови соседей»,
«Назови меньше на 1, больше на 1»,
«Вверх, вниз по числовой лестнице»,
«Составь и реши задачу»
Геометрические фигуры Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур. «Назови предметы данной формы»,
«Что общего и чем отличаются фигуры»,
«Найди предмет
такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм», «Пифагор».
Определение величины Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т. д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. «Подбери шарф для куклы»,
«Подбери мебель для 3-х медведей»,
«Что выше?»,
«Построим забор».
Ориентировка во времени Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. «Вчера, сегодня, завтра»,
«Дни недели»,
«Режим дня»,
«Когда это бывает?»,
«Что перепутал художник?»
Решение логических задач Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) «Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг»,
Кроссворды и задачи в стихах
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»
Сроки проведения Содержание
работы (тема) Задачи Дидактические игры
октябрь Количество
и счет: Числа и цифры от 1 до 4.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Знаки + и -.
«Разложи правильно»,
«Куда вставить карточку?»
«Найди свою пару»,
«Сосчитай и построй»,
«Игры с мячом»,
«Сделай поровну»,
«У кого столько же?»
«Пересчитай предметы»,
«Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина.
Величина. Большой, маленький, поменьше.
«Разноцветные листья»,
«Узнай грибок»,
«Катя и Катенька»,
«Кому - что?»
Ориентировка во времени. Знакомство с названием осенних месяцев. «Кто работает рано утром?»,
«Путешествие ночью»,
«Было - будет»,
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка на листе бумаги. «Кто идет в гости к Белоснежке?»,
«Кому звонит Айболит?»,
«Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук»,
«Веселый бельчонок»,
«Волшебная яблоня»,
Геометрические фигуры Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. «Магазин без продавца»,
«Покажи фигуру»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Достань названный предмет»,
«Угадай, что спрятали»,
«Конструктор»,
«Разноцветные подносы»,
«Вот какие овощи»,
ноябрь Количество и счет Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. «Сколько?»
«Рассеянный художник»,
«Сколько?»,
«Зайчата- плутишки»,
«Назови и напиши цифру»,
«Напиши правильно знаки»,
«Смотри, слушай, делай».
Величина Длинный, короче, еще короче, самый короткий
«Какой?»,
«Фрукты большие и маленькие»,
«Деление на команды»,
«Кто быстрее?»
Ориентировка в пространстве. Понятия: : лево -право, впереди, сзади.
«Лабиринт»,
«Помоги мышке добраться к сыру»,
«Сравни комнаты по плану»,
«Как Красной шапочке пройти к бабушке?»,
«Найди карточки с одинаковым расположением предметов»,
«Что где находится?»
«Найди и исправь ошибки»,
«Слуховой диктант».
Ориентировка во времени. Повторение названий осенних месяцев. Части суток. «Вчера, сегодня, завтра»,
«Когда это бывает?»,
«Какой сегодня день?»
Геометрические фигуры
Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. «Какие фигуры видишь?»
«Заполни пустые квартиры»,
«Кто лишний и почему?»,
«Каких фигур недостает?»,
«Найди место»,
«Собери бусы».
Декабрь
Количество и счет Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. «Мальчики»,
«Какой цифры не стало?»,
«Сколько?»,
«Путаница»,
«Разложи лекарства»,
«Наведи порядок»
Величина
Часть и целое. «Снеговики»,
«Подбери куклам одежду для прогулки»,
«Как зовут мальчиков?»
Ориентировка во времени и в пространстве Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.
«Назови дни недели»,
«Назови скорее»,
«Назови пропущенное слово»,
«Круглый год»,
«Найди игрушку»,
«Найди похожую»,
«Нарисуй картинку»,
Геометрические фигуры Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. «Разложи по коробкам»,
«Строители»,
«Продавцы»,
Январь
Количество и счет Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших. Решение примеров на сложение и вычитание. Знаки<,>.
«Исправь ошибку»,
Убираем цифры»,
«Задумай число»,
«Число, как тебя зовут?»,
«Составь цифру»,
«Сосчитайте по порядку»,
«Кто внимательный?»
«Наведи порядок»,
Ориентировка во времени и в пространстве Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. «Клумба»,
«Покупки»,
«Новоселье»,
Величина. Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. «Мишка и мишутка»,
«Башни для мишек»,
«Забор»,
«Разные дома»,
Геометрические фигуры.
Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. «Сколько треугольников?»,
«Танграм»,
«Волшебный круг»,
«Платье для Наташки»,
«Кто где живет?»
Февраль
Количество и счет Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. «Что изменилось?»,
«Которой игрушки не стало?»,
«Считай, не ошибись»,
«Садовник»,
«Письмо».
Геометрические фигуры
Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур. Трапеция.
Повторение названий геометрических фигур. «Соты»,
«Колумбово яйцо»,
«Блоки Дьенша».
«Игры с разноцветными прищепками»
Ориентировка во времени и пространстве. Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. «Расскажи про свой узор»,
«Путешествие по комнате»,
«Двенадцать месяцев»,
Величина. Высокий - низкий. Часть и целое. «Лото»,
«Где, чей дом?»
март Количество и счет. Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. «Заполни пустые клетки»,
«Вычислительная машина»,
«Игры с разноцветными прищепками»
Величина Сравнение предметов по всем показаниям величины. «Сравни пояса»,
«Подбери обувь»,
«Дорога».
Геометрические фигуры Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур «Гусеница»,
«Найди такую же»,
«Я найду, а ты продолжи»,
«Гном строит дом»,
«Платья для кукол»,
Ориентировка во времени и в пространстве.
Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. «Лови, бросай, дни недели называй»,
«Неделя стройся!»,
«День и ночь- сутки прочь»,
«Подбери картинки»,
апрель Количество и счет Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. «Примеров много- ответ один»,
«Сколько?»
«Игры с разноцветными прищепками»
Геометрические фигуры Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник. «Мастерская»,
«Укрась коврик»,
«Что на что похоже?»,
«Посмотри и назови».
Ориентировка во времени и в пространстве Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. «Комната для кукол»,
«Бабочки»,
«Запомни и выложи»,
«Времена года»,
«Игры с разноцветными прищепками»
май
Количество и счет. Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. «Напиши цифру»,
«Составь задачу и запиши»,
«Помоги другу»,
«Соберемся в школу»,
Геометрические фигуры Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.
«Сравни грузы»,
«Разбитая ваза»,
«Составь картинку из фигур»,
«На какую фигуру похож предмет?»,
«Нарисуй правильно»,
Ориентировка в пространстве и во времени. Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. «Поездка на трамвае»,
«Соседи медвежонка»,
«Назови скорее»,
«Нарисуй правильно»,
«Слушай и рисуй».