Наталья Бекетова
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10»,
г. Всеволожска
___
Принято Утверждено:
Педагогический Совет Приказ от 31.08.2016 г. № 54 – ОД
Протокол от 31.05.2016 г. № 4
Учебная программа
по художественно – эстетическому развитию
для детей 5 – 6 лет
«Умелые ручки»
Автор:
воспитатель
Бекетова Наталья Викторовна
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и
Публикация «Рабочая программа кружка „Умелые ручки“» размещена в разделах
дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности
в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие
с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое
для этого взаимодействия, тем глубже входит
взаимодействие руки с природой, с общественным трудом
в духовную жизнь ребенка.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский).
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, листьев, коробок, семян, пластилина и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Цель
Овладение детьми умениями и навыками работы с бросовым материалом (крупой, салфетками, нитками, техникой «пластилинография», «квиллинг» и «оригами» для самостоятельного и творческого создания композиций.
Задачи
Обучающие:
• Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: (бумага, картон салфетки, пластилин и др.) и инструментами.
• Развивать умения создавать композиции.
• Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
• Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
• Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
Развивающие:
• Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
Воспитательные:
• Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
• Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
• Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
• Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Принципы содержанияпрограммы :
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянная опора на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми старшей группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с подгруппой (15 чел.) детей, длительность занятия 25 минут.
Методы, используемые на занятиях кружка «Умелые ручки» :
• беседа, рассказ, сказка;
• рассматривание иллюстраций;
• показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий– подгрупповые занятия, совместная деятельность.
Способы работы :
1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7. Скрепление различных деталей.
8. Моделирование из фасоли, крупы, веточек.
9. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут знать:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- теоретические основы техник оригами,квиллинга, пластилинографии, объемной аппликации;
- использовать в речи слова «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";
- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
- правила композиционного построения изображений.
К концу года дети могут уметь:
- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, обрывная аппликация, квиллинг);
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
Работа с родителямипредполагает: наглядную информацию (папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, родительские встречи.
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы :
1. Контрольные занятия – в конце года (обязательные, в течение года по инициативе родителей.
2. проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
2. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
3. Составление альбомов лучших работ.
4. Участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
Учебно-тематическое планирование
Тема Количество занятий Всего часов
Теория Практика Итого
«Божья коровка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Мухомор» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Петя-петушок» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Матрешка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Утята» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Котенок». 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Березка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Цветы» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Гроздья рябины». 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Снеговик» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Дед Мороз» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Символ года» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Снежинка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Зайчик» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Жираф» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Цветы в корзине» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Собака» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Лодка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Кошечка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Цветок» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Цыплята на прогулке» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Рыбка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Тюльпаны» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Вишенки на веточке» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Березка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Космос» (коллективн). 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Белый медведь» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Курочка- пеструшка» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Салют» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Ветка сирени» 1 10 м. 15 м. 25 м.
«Первые листочки на деревьях». 1 10 м. 15 м. 25 м.
Итого 31 5 ч. 10 м. 7 ч. 45 м. 12 ч. 55 м.
Содержание работы
Месяц Тема Техника Программное содержание
ОКТЯБРЬ 1 неделя «Божья коровка» Пластилинография Познакомить с новым способом изображения–пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета. Развивать мелкую моторику, интерес к творческой деятельности.
2 неделя «Мухомор» Пластилинография Продолжать знакомить детей с пластилинографией. Развивать интерес к художественной деятельности. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
3 неделя «Петя-петушок» Пластилинография Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
4 неделя «Матрешка» Пластилинография Продолжать знакомить с пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Месяц Тема Техника Программное содержание
НОЯБРЬ 1 неделя «Утята» Аппликация из ниток Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Продолжать развивать мелкую моторику, фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
2 неделя «Котенок». Аппликация из ниток Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Продолжать обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу. Развивать чувство цвета.
3 неделя «Березка» Аппликация из ниток Продолжать обучать детей техники выполнения аппликации из ниток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Развивать творческие способности.
4 неделя «Цветы» Аппликация из ниток Продолжать обучать технике выполнения аппликации из ниток. Развивать мелкую моторику. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.
Месяц Тема Техника Программное содержание
ДЕКАБРЬ 1 неделя «Гроздья рябины». Аппликация из салфеток Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
2 неделя «Снеговик» Аппликация из салфеток Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать интерес к художественному творчеству., уважительное отношение друг к другу.
3 неделя «Дед Мороз» Аппликация из салфеток Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
4 неделя «Символ года» Аппликация из салфеток Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
5 неделя «Снежинка» Аппликация из салфеток Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать мелкую моторику, интерес к художественному творчеству., уважительное отношение друг к другу.
Месяц Форма организации Техника Программное содержание
ЯНВАРЬ 1 неделя «Зайчик» Аппликация из крупы (рис) Познакомить детей с новым видом аппликации, техникой выполнения работы. Развивать мелкую моторику, композиционные навыки, интерес к работе, фантазию.
2 неделя «Жираф» Аппликация из крупы Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
3 неделя «Цветы в корзине» Аппликация из крупы (макароны) Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации, техникой выполнения работы. Развивать композиционные навыки, мелкую моторику, воспитывать усидчивость, аккуратность.
Месяц Тема Техника Программное содержание
ФЕВРАЛЬ 1 неделя «Собака» Оригами
Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – оригами. Учить составлять образы рыбок в технике оригами. Развивать мелкую моторику, творческие способности. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать творческие способности.
2 неделя «Лодка» Оригами
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги. Закрепить последовательность сгибания сторон заготовки. Развивать мелкую моторику, интерес к творческой деятельности.
3 неделя «Кошечка» Оригами
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги. Закрепить последовательное сгибание сторон заготовки угла к средней линии, получаемой после складывания квадрата пополам по диагонали. Воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе.
Месяц Тема Техника Программное содержание
МАРТ 1 неделя «Цветок» Квиллинг
Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Учить накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Равивать мелкую моторику, цветовое восприятие, совершенствование композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.
2 неделя «Цыплята на прогулке» Квиллинг
Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.
3 неделя «Рыбка» Квиллинг
Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.
4 неделя «Тюльпаны» Квиллинг Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль».Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.
5 неделя «Вишенки на веточке» Квиллинг Продолжать учить детей накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению
Месяц Тема Техника Программное содержание
АПРЕЛЬ 1 неделя «Березка» Обрывная аппликация Познакомить детей с новым способом работы с бумагой- обрывной аппликацией. Развивать творческие способности у детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
2 неделя «Космос» (коллективн). Обрывная аппликация Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации. Развивать чувство цвета, творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
3 неделя «Белый медведь» Обрывная аппликация Продолжать знакомить детей с техникойобрывной аппликации. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику рук.
4 неделя «Курочка- пеструшка» Обрывная аппликация Продолжать знакомить с обрывной аппликацией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.
Месяц Тема Техника Программное содержание
МАЙ 1 неделя «Салют» Аппликация из крепированной бумаги Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. Развивать мелкую моторику рук.
2 неделя «Ветка сирени» Аппликация из крепированной бумаги Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов. Закрепить способ обрывания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе.
3 неделя «Первые листочки на деревьях». Обрывная аппликация Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать чувство цвета.
Методическое обеспечение
1. Перечень игр, упражнений
Пальчиковые гимнастики
Физминутки
Дидактические игры
2. Перечень иллюстративного материала
Презентация «Пластилинография- это чудо».
Схемы последовательности выполнения работ.
Образцы готовых работ.
3. Перечень оборудования
• Картон цветной, белый;
• Пластилин мягкий;
• Шаблоны;
• Стеки;
• Дощечки для пластилина;
• Салфетки бумажные;
• Простые карандаши.
• Ножницы;
• Клей ПВА и «Момент».
• Клеевые кисти;
• Клеенки;
• Бумага разной текстуры, форматов и размера;
• Различные крупы.
• Зубочистки.
• ТСО: мультимедийная система.
• Мелки восковые.
• Нитки шерстяные разных цветов.
4. Список используемой литературы
1. М. И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». – Ярославль : Академия развития.
2. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», Москва, 2006.
3. Е. А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду», Ярославль, Академия развития.
4. Е. В. Саллинен Е. В. «Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная группы», издательство КАРО, Санкт- Петербург, 2010.
5. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
6. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
7. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010.
8. Селезнева Е. В. «Цветы и игрушки из скрученной бумаги», Литера, Санкт-Петербург, 2012. 9. ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html.