Виктория Павлова
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 154» МО РФ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Заведующий ФГКДОУ
педагогического совета «Детский сад №154» МО РФ
протокол № ___ ___Семёнова Е. А.
«___»___2015г
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3 – 4 лет.
Кружок «Ловкие пальчики»
Руководитель: Павлова Виктория Ильсуровна,
воспитатель
г. Оленегорск -2
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2015 -2016гг
Актуальность.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки : обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 3 – 4 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по 15 минут в течение учебного года.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно - практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
3. Обогащать тактильный опыт детей : учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие :
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
Пальчиковый игротренинг. Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость. Рисование пластилином. Аппликация.
Развитие графических навыков. Рисование по трафаретам. Штриховка. Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами. Узнавать предметы на ощупь. Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Мозаика.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» ” У детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать :
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной умелости.
3. Овладение приемами работы с разными инструментами.
4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5. Овладение нормами этики поведения.
Перспективное планирование.
Месяц Недели
Упражнения, игры.
Цели занятий.
Октябрь II 1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
2. «Дид. Игра «Чудесный мешочек».
3. Раскраски. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
IV 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»
2. Пластилинография: «Веселые игрушки». 1. Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.
Ноябрь II 1. Упр. «Похлопаем»
2. Рисование «Рябинка» 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.
3. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
IV 1. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами в разном темпе.
2. «Найди свою тень».
3. Рисование «Виноград»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Развитие зрительного восприятия.
4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
Декабрь II 1. Самомассаж мячиками (ежиками)
2. Рисование «Бабочка» 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
IV 1. Пальчиковая гимнастика «Замок»
2. Аппликация «Елочка»
3. Шнуровки. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.
3. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.
4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного.
Январь II 1. Упр. «Лыжник»
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
3. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
IV 1. Пальчиковая гимнастика «Моя большая семья»
2. Упр. «Помоги пройти по дорожкам».
3. Мозаика. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
Февраль II 1. Дид. игра «Чудесный мешочек».
2. Пластилинография: «Транспорт». 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.
IV 1. Пальчиковая гимнастика «Алые цветы».
2. Дид. игра «Пальчиковый лабиринт».
3. Упр. «Нарисуй дорожку»
1. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
2. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные и волнистые линии.
Март II 1. Самомассаж сосновыми шишаками.
2. Упр. «Пройди по дорожкам»
3. Открытка для мамы. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.
5. Воспитывать бережное отношение к родителям.
IV 1. Пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладонь».
2. «Штриховка фигур»
3. Упр. «Дорисуй» 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Развивать усидчивость, целенаправленность.
Апрель II 1. Пальчиковые игры с крышечками.
2. Упр. «Дождь»
3. Игра «Нанизываем бусы». 1. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
2. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
IV 1. Дид. игра. «Разберем счетные палочки по цвету»
2. «Аппликация с использованием пластилина - Солнышко». 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.
3. Развитие зрительного восприятия.
Май II 1. Дид. игра «Чудесный мешочек».
2. «Штриховка фигур»
3. Раскраски. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.
4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
IV 1. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем крупу)
2. Упр. «Нарисуй дорожки».
3. Пальчиковый театр. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные и волнистые линии.
4. Привитие интереса к драмматизации.