Светлана Таранда
Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет, Кружок по квиллингу „Умелые ручки“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Квиллинг
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Квиллинг (бумагокручение) искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Деятельность кружка будет организована в группе детей 4-5 лет в количестве 10 человек. Реализация программы рассчитана на 2013-2014 год. Непосредственно образовательная деятельность будет осуществляться в процессе организованной совместной деятельности педагога с детьми, один раз в неделю, продолжительностью не более 20 минут, 32 раза в год (с октября по май).
Цель программы : – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка :
1. Формировать начальные знания детей об основных понятиях и базовых формах квиллинга.
2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
3. Формировать умения создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга следовать устным инструкциям.
4. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Методы и приемы: показ, беседа, практические и наглядные методы, создание проблемных ситуаций и др.
Формы подведения итогов: выставки.
Ожидаемый результат:
1. Сформированы элементарные знания о квиллинге.
2. Сформирован художественный вкус.
3. Сформированы умения создания композиций.
4. Сформирована культура труда.
Виды и формы кружковой деятельности :
1. Коммуникативная: беседы по теме.
2. Продуктивная: создание поделок.
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
К реализации работы кружка будут привлечены родители детей, что не только повысит эффективность образовательной деятельности, но и позволит формировать конструктивные детско-родительские отношения.
Связь программы дополнительного образования с другими образовательными областями
Образовательные области Содержание интеграции
Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми, детьми; развитие всех
компонентов устной речи.
Социализация Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
Труд Воспитание ценностного отношения к собственному труду и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Познание Сенсорное развитие; развитие позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества.
Содержание программы
1 этап
По изучению запросов родителей на дополнительное образование в начале учебного года подбирается состав детей.
Формирование элементарных знаний о квилленге
Развитие навыков и умений (накручивание полосок на предмет ; изготовление нужной формы)
Коллективная работа
Итого 32
Календарно-тематический план
Месяц № п/п Тема. Содержание Планируемые результаты развития интегративных качеств
Октябрь 1 Вводное занятие.
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. «Любознательный, активный»
Октябрь 2 Материал – бумага.
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах.
Разнообразие бумаги, ее виды.
Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. «Любознательный, активный»
Октябрь 3 История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый»
Октябрь 4 Накручивание готовых полос на карандаш. (1 занятие) Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый»
Ноябрь 1 Продолжать накручивание готовых полос на карандаш. (2 занятие)
Совершенствовать навыки вырезания.
Развивать мелкую моторику рук.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
Ноябрь 2 Накручивание готовых форм на тонкий предмет.
Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Ноябрь 3 Продолжать накручивать готовые полоски на тонкий предмет.
Учить детей правильно накрутить рол.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Ноябрь 4
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”
Учить детей правильно выполнять форма “капля”, “треугольник”, “долька”.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
Декабрь 1
Продолжение ознакомления с формами “капля”, “треугольник”, “долька”
Учить детей правильно выполнять новую форму “капля”, “треугольник”, “долька”. Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
Декабрь 2 Основные формы «глаз», «лист».
Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
Декабрь 3 Продолжать знакомство с
основными формами «глаз», «лист». Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист».
«Любознательный, активный» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»;
Декабрь 4
Коллективная работа. (1занятие)
Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»; «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,государстве, мире и природе»
Январь 1 Коллективная работа. (2занятие)
Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Январь 2 Изготовление цветов.
(1 занятие) Учить детей технологии изготовления простых цветов. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Январь 3 Изготовление цветов.
(2 занятие) Учить детей приемам изготовления и бахромчатых цветов.
Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший необходимыми умениями и навыками» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
Январь 4
Изготовление цветов (3занятие)
Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Февраль 1
Композиция из цветов.
(1 занятие) Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления.
развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Февраль 2 Композиция из цветов.
(2 занятие)
Развивать умение применять нужную
форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.
Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Февраль 3 Открытка – валентинка.
(1 занятие) Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки, с технологией изготовления открыток с элементами плетения. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Февраль 4 Открытка – валентинка.
(2 занятие)
Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Март 1 Открытка «Ирисы».
2-ое занятие
Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Март 2 Открытка для мамы.
(1 занятие) Познакомить детей с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы». «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Март 3 Открытка для мамы.
(2 занятие) Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Март 4 Открытка для мамы.
(3 занятие) Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Апрель 1 Оформление фото рамки.
(1 занятие) Знакомство с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка». «Любознательный, активный» «Овладевший необходимыми умениями и навыками» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Апрель 2 Оформление фото рамки.
(2 занятие) Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
Апрель 3 Оформление фото рамки.
(3 занятие) Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Апрель 4 Цикл творческих работ.
Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Май 1 Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Помочь детям в разработке задуманной работы, сделать эскиз. Развивать творческие способности детей.
Учить работать коллективно, обсуждать задуманное. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Май 2 Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Май 3 Тематические праздники.
«День именинника».
Праздники и подготовка к ним. Рассказать детям о традиционных и тематических праздниках. Как дарить подарки, сделанные своими руками.
Развивать самостоятельность, творческие способности. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Май 4 Оформление выставки работ. В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.
Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг». «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Мониторинг образовательного процесса будет организован два раза в год (октябрь,апрель).Мониторинг освоения детьми образовательной программы будет проведен руководителем кружка с использованием наблюдения за детской деятельностью и тестовых методов.
Ф. И. ребенка Имеет представления о квиллинге Умеет создавать художественные композиции Проявляет художественный вкус Владеет культурой труда Итого
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Работы оцениваются по уровням:
0 баллов – ребенок отказывается от организованной деятельности или не может с ней справится даже с помощью педагога;
1 балл – большенство компонентов не достаточно выражены; требуется пошаговый контроль и помощь педагога;
2 балла – отдельные компоненты не развиты; требуется не большая помощь, советы педагога;
3 балла – соответствует возрасту (выполняет задание самостоятельно);
4 балла – высокий (с заданием справляется легко, готов к выполнению более сложных заданий).
Оценка эффективности реализации программы (степень продвижения ребенка в программе) :
Оценка уровня развития Начало года Конец года
Низкий уровень (большинство компонентов не достаточно развиты) 0-4 баллов Кол-во детей % Кол-во детей %
Средний уровень (отдельные компоненты не развиты) 5-8 баллов
Высокий уровень (соответствует возрасту) 9-12 баллов
Выше возрастных требований (развитие с опережением) 13-16 баллов
Литература.
1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
1. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.
2. Р. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.
3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
4. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С. -Петербург 1998.
4. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - "Искусство в школе", Москва 1995
5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М. :Издательство Эксмо; СПб. ; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М. : Издательство Эксмо; СПб. : Валерии СПД; 2003.-240 с.