Елена Смирнова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Умелые ручки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, салфетками и т. д. Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
способствовать развитию мелкой моторики рук;
активизировать наблюдательность, внимание и воображение;
воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение;
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
способствовать воспитанию художественного вкуса.
Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами:
• систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
• наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
• доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
• личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
• связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
• сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
• творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
В работе используются следующие методы обучения:
• наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);
• словесный (беседы, рассказ, объяснение);
• практические упражнения;
• стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно– досуговые мероприятия: изготовление игрушек к «Новому году», подарки папам и мамам к празднику «23 февраля», «8 Марта».
Формы проведения занятий
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
выставки детских работ в детском саду;
участие в конкурсах художественно – эстетической направленности;
презентация детских работ родителям;
творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
Программа “ Умелые ручки” рассчитана на 1 год (для детей 5-6 лет). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с октября по май. Продолжительность занятий: не более 25 минут.
Перспективный план
№ Тема Программное содержание
октябрь
1. Знакомство с кружком «Умелые ручки» Цель: познакомить детей с кружком «Умелые ручки», рассмотреть поделки детей старших групп, иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки.
2. Коллективная работа «Солнышко» Цель: учить детей выполнять композицию из сухих листьев, развивать интерес к работе с природным материалом, фантазию и эстетический вкус.
3. Коллективная работа «Ёжик» Цель: учить детей выполнять композицию из сухих осенних листьев, выкладывать их по карандашному контуру; воспитывать бережное отношение к используемым материалам.
4. «Грибы» Цель: учить детей изготавливать объёмные композиции из цветной бумаги и картона, воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
ноябрь
1. «Манка, гречка и пшено — всё на диво нам дано» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации с помощью различной крупы, развивать творческое воображение, мышление, фантазию, тактильные ощущения.
2. «Панно» Цель: формировать у детей навык делать аппликацию из крупы, развивать мелкую моторику, воображение, фантазию.
3. Изготовление поделок в технике «Тестопластика» Цель: познакомить детей с солёным тестом, техникой работы с ним : изготовлением поделок, сушкой, окрашиванием.
4. Изготовление поделок в технике «Тестопластика» Цель: продолжать знакомить с техникой работы с соленым тестом.
декабрь
1. «Веселые матрешки» Цель: раскрыть секреты создания игрушек – поделок из бумажной «гармошки». Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок.
2. «Снежинка» Цель: учить работать с различными материалами, развивать фантазию и эстетический вкус.
3. «Новогодняя гирлянда» Цель: учить детей изготавливать гирлянды из цветных бумажных полосок, соединяя между собой петли, снежинки и шары, подбирая цветовую гамму для данной композиции.
4. Коллективная работа «Чудо-елочка» Цель: научить детей составлять поделку ёлки из детских ладошек.
январь
1. КАНИКУЛЫ
2 Коллективная работа «Снег да снег кругом» Цель: учить составлять сюжетную композицию с помощью предметов из цветной бумаги и ваты; развивать эстетический вкус; воспитывать желание помогать друг другу.
3. «Снеговик» Цель: учить детей изготавливать поделки из ватных дисков.
4. «Зайчик» Цель: учить детей изготавливать предметы объёмной формы из конуса; воспитывать эстетический вкус.
февраль
1. «Лисичка» Цель: продолжать учить детей изготавливать предметы объёмной формы из конуса; воспитывать эстетический вкус.
2. «Самолёт» Цель: учить детей мастерить подарки для пап из спичечных коробков, обклеивая объёмные предметы цветной бумагой; воспитывать желание делать близким приятное.
3. «Игрушки» Цель: учить детей делать поделки из бросового материала (коробочек от киндер-сюрприза) с использованием пластилина.
4. «Коробочка» Цель: учить детей изготавливать и украшать коробочку из картона, развивать фантазию, воспитывать эстетический вкус.
март
1. «Цветок для мамы» Цель: учить детей изготавливать предметы объёмной формы из полосок разной величины и цвета; воспитывать эстетический вкус.
2. «Тюльпаны»
(оригами) Цель: развитие навыка складывать тюльпан способом оригами.
3. "Панно с цветами"
(сграффито) Цель: познакомить детей с техникой сграффито - "нацарапанный" на пластилине.
4. Коллективная работа «Прилетайте, птички!» Цель: учить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение.
апрель
1. «Веселый клоун» Цель: Развитие навыка у детей пользоваться шаблоном, совершенствование навыка работы с ножницами.
2. «Ракета» Цель: совершенствование навыка аппликации из крупы.
3 «Весна – красна» Цель: учить детей изготавливать обрывную аппликацию, создавая сюжетную картинку; воспитывать аккуратность, умение трудиться в коллективе.
4 «Машина» Цель: учить детей изготавливать игрушки из бросового материала, обклеивая отдельные детали цветной бумагой и собирать в единый макет.
май
1 «Открытка ветерану» Цель: учить детей празднично украшать открытку, используя различные приёмы аппликации.
2 «Сирень» Цель: учить детей вырезать ножницами мелкие детали из бумаги сложенной вчетверо; воспитывать интерес к кропотливому труду и чувство прекрасного.
3 «Весенняя полянка» Цель: учить детей составлять единую сюжетную композицию из цветной бумаги с объёмными элементами; воспитывать у детей чувство взаимопомощи и желание заниматься коллективной аппликацией.
4 «Бабочка» Цель: учить детей изготавливать предметы из полосок разной величины и цвета; развивать фантазию и творческие способности.