Татьяна Николаенко
Рабочая учебная программа дополнительного образования детей 6–7 лет по предупреждению ДТТ «Дорога без опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Рабочая учебная программа
дополнительного образования
детей 6-7 лет
по предупреждению дорожно- транспортного травматизма
«Дорога без опасности»
Срок реализации: 1год
Составитель:
педагог
Николаенко Т. А.
Черногорск
2016 год
Содержание программы
Целевой раздел.
- Пояснительная записка:
Публикация «Рабочая учебная программа дополнительного образования детей 6–7 лет по предупреждению ДТТ „Дорога без опасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Актуальность программы;
- Цели и задачи организации образовательного процесса;
- Принципы создания программы.
Содержательный раздел:
- Предполагаемый результат;
- Перспективное планирование по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе ;
- Взаимодействие с семьями воспитанников;
- Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение программы :
- Методическое обеспечение программы.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа «Дорога без опасности» создана на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной; с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет.
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных проблем. Население растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного и школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к правилам дорожного движения без должного пиетета.
Уважение к ПДД, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. Иные мамы и папы надеются, что такое поведение им привьют в детском саду или школе. Бывает зачастую и так, что именно родители подают плохой пример своим детям: переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают детей, не достигших 12 лет, на передние сиденья своих автомобилей. Все это ведет к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно хотя бы раз в неделю со своим ребенком провести беседу - игру по правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях.
На первый взгляд правила дорожного движения для детей просты и понятны, но обучение детей ПДД проходит довольно трудно. При изучении правил дорожного движения вместе с детьми необходимо учитывать то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Занятия должны быть интересными для ребенка и проходить в непринужденной, игровой атмосфере. Поэтому именно в детском саду необходимо формировать культуру безопасного поведения детей на дорогах. Ведь многих трудностей и опасностей можно избежать путем целенаправленного воспитания не только в семье, но и в дошкольных образовательных учреждениях.
Социальная острота проблемы диктует необходимость в разработке и внедрении программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим в детском саду ведется система работы по изучению правил дорожного движения и профилактике транспортного травматизма по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Опираясь на данную программу, мною разработана программа «Дорога без опасности» с инновационными подходами к проблеме безопасности.
Нормативно-правовое обеспечение программы :
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Актуальность программы : для ребенка старшего дошкольного возраста знания правил дорожного движения – это готовность к вступлению во взрослую жизнь, так как совсем скоро выпускник детского сада станет первоклассником.
Цель программы – подготовить дошкольника к процессу обеспечения личной безопасности – самосохранению.
Задачи:
• усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города;
• ознакомление с различными видами транспорта; с профессией – регулировщик; воспитание культуры поведения в общественном транспорте;
• формирование навыков по практическому применению полученных знаний в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада;
• становление личностных качеств – активности, самостоятельности путём формирования у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки на основе адекватных действий в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого;
• развитие у детей : речи, мышления, творческих способностей, навыков координации движений с движениями других людей и перемещением предметов, способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
• расширение словарного запаса; формирование языковых и речевых средств;
• осуществление контроля за уровнем усвоения знаний по правилам дорожного движения;
• привлечение и активное участие родителей в жизни ребёнка.
Направления деятельности:
- тематическая неделя;
- познавательные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- настольные игры;
- беседы;
- консультации;
- чтение художественной литературы;
- демонстрация наглядного материала;
- фильмы-презентации;
- развлечения.
Принципы создания программы :
1. Последовательность и постепенность – знания по дорожной тематике следует давать постепенно, без перегрузки.
2. Доступность – материал должен быть изложен в доступной форме.
3. Наглядность – при обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства (иллюстрации, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровой непосредственно образовательной деятельности).
4. Принцип единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Предполагаемый результат :
• Повышение правовой культуры участников дорожного движения;
• предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
• знание правил дорожного движения;
• умение правильно вести себя в экстремальных дорожных ситуациях;
• совершенствование условий для реализации форм, методов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Количество занятий в неделю: 1 НОД в неделю, длительностью – 30 – 35 минут.
Перспективное планирование по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе
№ Тема Дата проведения Программное содержание
1. «В стране дорожных знаков» сентябрь 1. Расширить знания детей о знаках. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания,
Продолжать знакомить с дорожными знаками : «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
2. «Дорожные знаки : запрещающие» октябрь Познакомить детей с запрещающими знаками. Учить различать и называть запрещающие знаки.
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
3. «Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности» ноябрь Закрепить знания детей о знаках, предупреждающих пешеходов об опасности : опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем. Расширять представления детей о назначении дорожных знаков.
4. «Правила поведения на улице» декабрь Расширить знания детей о правилах поведения на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Развивать умение предвидеть опасную ситуацию на улице. Учить детей различать элементы дороги : разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
5. «На дорогах светофор помогает нам во всем» январь Закрепить знания детей о светофоре, его предназначении, работе. Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам. Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой, красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди, мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
6. «Школа пешеходных наук» февраль Закрепить правила поведения на улице. поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе. Дать элементарные знания о правилах поведения на тротуаре и вблизи проезжей части. Дать представления о дорожном знаке «Пешеходный переход».
Закрепить знания о разметке на проезжей части (зебра).
7. «Автомобили бывают разные» март Закрепить знания детей о транспорте специального назначения. Повторить названия различных видов транспорта. Уточнить значение звукового сигнала (сирены).
8. «Мы- пассажиры» апрель 1. Закрепить правила поведения в общественном транспорте. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Дать элементарные правила безопасности в автомобиле. Формировать умение пристегиваться ремнями безопасности.
9. «Правила дорожные – детям знать положено!» май Закрепить знания о дорожном движении; Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения. Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира,
8. «В гостях у Светофорчика» июнь Закрепить сигналы светофора, и их назначение.
9. «Игры с макетом улицы. "Расставь правильно знаки» июль формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности
10 «Дорожная азбука велосипедиста» август Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге. Познакомить детей с правилами велосипедиста. Закрепить правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства;
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
Период Темы
Январь - март - Оформление уголков безопасности в группах;
- Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»;
- Выставка «По дороге в детский сад»;
- Консультации:
-«Ребенок в общественном транспорте»;
-«Детское автомобильное кресло – безопасность и комфорт для ребенка»;
-«Вы, ребенок и автомобиль».
-Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) Макет дороги
Апрель – июнь - Оформление уголков безопасности в группах;
-Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога»
-Беседа «Дорога и ребенок»
-Консультация для родителей
«Легко ли научить ребенка вести себя на дороге»
-Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре)
-Памятка «Перевозка детей в автомобиле»
Июль - сентябрь - Оформление уголков безопасности в группах;
-Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…
-проектная деятельность «Наш друг - Светофор»
-Совместно с родителями праздник ПДД
-Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»
Октябрь - декабрь - Оформление уголков безопасности в группах;
- «Родителям о правилах дорожного движения»
-Анкетирование родителей
-Беседа: «Дорожные знаки»
-Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков»
-Консультация «Как воспитать грамотного пассажира»
-Родительское собрание «Наши достижения»
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1. Овладение детьми навыками безопасного поведения на дороге :
• сформирована ориентировка в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона.
• Соблюдает элементарные правила дорожного движения.
• Имеет представление о понятиях «светофор», «улица», «перекресток», «двустороннее движение», «средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки».
• Сформированы представления о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях.
• Может обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта.
• Применяет правила безопасного поведения на улице и в городском транспорте.
• Уважительно относится к окружающим, способность оказать помощь другому.
2. Осознанное поведение детей в дорожно-транспортных ситуациях;
3. Повышение уровня ответственности родителей за поведение детей на дорогах города.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение программы :
Оформление в группах уголков безопасности;
• оформление стендов «Азбука светофорика», «Дорога и Дети», «Родителям на заметку»;
• изготовление, приобретение дидактических, сюжетно-ролевых игр;
• подборка художественного слова (стихотворения, пословицы, поговорки, песни и т. д.);
• тематические выставки рисунков, поделок, макетов совместно с родителями.
Методическое обеспечение программы :
1. Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». - СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Твоя безопасность. - М. : «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
4. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
5. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. - М. : «Просвещение», 1973 – 48с.