Елена Славяновна Скомаровская
Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенка двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность программы : Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественное творчество»
Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи кружковой деятельности:
Образовательные :
1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. учить соблюдать правила техники безопасности;
3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
Развивающие :
1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Воспитательные:
1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
3. воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
В основу программы положены принципы :
• принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
• принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
• принцип развивающего характера художественного образования;
• принцип природосообразности : постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
• принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
• принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
• принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
2. Календарно – тематическое планирование.
Методы и приемы, используемые при работе с соленым тестом :
• Словесные: беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ
• Наглядные: показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов, организация выставок
• Практические: показ технологических приемов, тренировочные упражнения, опыты; самостоятельная творческая, оформление интерьера помещения группы и ДОУ.
• Игровые: конкурсы, викторины, театральные минипостановки, настольный театр, праздники дарения.
• Объяснительно-иллюстративные: объяснение, чертежи, схемы, таблицы.
Занятия кружка детского творчества проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (1 учебный час равен 20 мин, согласно требованиям СанПин,во вторую половину дня.
Средняя группа – 20 минут;
Старшая группа – 25 минут;
Подготовительная группа – 30 минут.
Данное календарно – тематическое планирование составлено для детей 4 – 7 лет. Итоговый результат занятий по тестопластики зависит от возрастных особенностей детей.
месяц Количество часов
Тема
Содержание образовательной деятельности по данной программе
Февраль 2
"Тесто это просто"
Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала; заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; вызвать интерес к данному виду деятельности, научить использовать возможности соленого теста.
2 Подвеска-"сердечко”
Сердечко – украшение для влюбленных. Вариант основ для украшения. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления.
2 Подарок для папы.
«Рамочки для фотографий» Познакомить с приемом вырезания отверстий при помощи лекал, формочек.
Повторить приём наложения одной детали на другую.
Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
2 "Смешной человек" Продолжать работу с цветным тестом. Совершенствовать умения скатывать тесто круговыми движениями, используя в работе прием сплющивания, и для отделки прием “налепы”. Развивать творческое воображение. Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы. Развивать коммуникативные умения детей.
Март 2 Букет в подарок маме. Упражнять детей в вырезании цветов из раскатанных цветных кусков теста, используя формочки или ножичек.
Учить скреплять простые детали.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
2 «Волшебная шкатулка» Продолжать знакомить детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность; Закрепить умение детей равномерно раскатывать тесто при помощи скалки; лепить отдельные детали раскатывать - скатывать, расплющивать, разглаживать границы соединения частей; использовать для работы разнофактурный материал; Развивать мелкую моторику рук; композиционные навыки;
2 Птички-невелички. Познакомить с особенностями лепки птиц, имеющих разное строение, определением габаритных размеров крыльев.
Познакомить с приемом раскройке крыльев по выкройке из бумаги. Соединение различных материалов.
Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста.
2 «Домовёнок» Посредством лепки из соленого теста создать условия для развития творческих способностей детей при изготовлении оберега в виде домовенка; систематизировать знания и представления детей о домовом : что это за существо, где живет, чем занимается? Подвести к пониманию празднования именин домового первого апреля;
Апрель 2
Пасхальное яйцо
Использовать знакомые приё мы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др. Лепка яиц и украшение их рельефным узором. Раскрашивание готовых изделий. Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
2 Космический коллаж Познакомить с особенностями расположения элементов картины относительно центра, краев, друг друга.
Научить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом», украшать работу с помощью стеки и путём «налепа». Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста.
2 «Я нашла в траве жука» Вызвать интерес, желание слепить божью коровку. Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить приему оттягивания от целого куска теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы. Развитие познавательного интереса и бережного отношения детей к живой природе (в частности, к насекомым).
2 «Удивительный лес» Способствовать расширению знаний о многообразии деревьев;Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством соленого теста; Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию;Укреплять познавательный интерес к природе.
Май
2
Панно «Подсолнухи»
Изготовление основы для панно. Раскатывание шарика из соленого теста в пласт при помощи скалки. Вырезание дырочек по контуру при помощи трубочек для коктейля. Лепка декоративных элементов и приклеивание их к основе с помощью воды.
2 «Рыбка-сувенир» Поддерживать интерес у детей к занятиям тестопластикой, обучать некоторым приемам изготовления рельефа из соленного теста. Обучить приемам изготовления рельефа из соленного теста (работа с шаблоном, прием декорирования).
2 Божья коровка. Закрепить умение раскатывать комочки теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке, замечать округлую форму и характерные признаки (голова, брюшко, точки на жестких крылышках).
2 Изготовление клоуна Научить детей изготавливать клоуна комбинированным спососбом, работать над развитием творческих навыков, воспитывать аккуратность, умение работать в команде; учить передавать форму головы, туловища, ног, рук, пропорциональное соотношение частей;
3. Методическое обеспечение
Задача воспитателя – помочь детям:
- упражнять в способах лепки из целого куска, комбинированном и конструктивном;
- формировать умение моделировать выделенную форму кончиками пальцев;
- сглаживать места соединения;
- содействовать закреплению знакомых приё мов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путём прижимания и примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов;
- продолжать формировать умения передавать общую форму предмета и его частей, основные пропорции, строение, несложное движение фигуры человека и животных;
- содействовать расширению тематики в согласовании с содержанием других образовательных областей и побуждать детей рассказывать о своих работах.
В процессе ленки из солёного теста у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, помогать старшим, делать элементарные выводы.
Интеграция художественного творчества с другими видами детской деятельности: формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор в части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества, приобщает к различным видам искусства.
Формы работы по развитию детского творчества :
• Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Загадывание загадок.
• Беседы по иллюстрациям и картинкам.
• Раскрашивание гуашью и красками.
Правила при выборе темы:
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любую работу кружка, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Структура детского художественного творчества в лепке из солё ного теста:
• умение принять и поставить задачу, связанную с изобразительными умениями;
• умение выделять и называть изобразительные признаки предметов и явлений (строение, форма, цвет) выделять и называть крупную часть предмета, её назначение;
• умение определять положение главной части в пространстве;
• умение выделять цвет, мелкие детали, обобщать предмет по признаку формы, представлять будущий образ и способы его создания.
Положительная динамика при обучении детей лепке из солёного теста
• Знание и применение детьми основных элементов народной росписи;
• Знание понятий «композиция», «натюрморт», «рельеф».
• Умение изображать сюжетную картинку;
• Создание прикладных изделий, имеющих практическое применение в быту;
• Владение основными навыками лепки;
• Владение приемом аппликации;
• Навыки коллективной деятельности;
• Анализ предмета по форме, цвету и величине;
• Творческое мышление путем самостоятельного составления узора;
• Самостоятельность через самовыражение в работе и потребность завершить начатую работу;
• Создание объемных фигур с помощью специальных средств;
• Умение передавать слепленному персонажу характер, настроение, выражать иронию (лубочные картинки);
• Бережное отношение к культурному наследию своего народа;
• Владение несколькими видами украшения предмета: росписью, рельефным узором, стеками подручными материалами.
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
Основное оборудование для работы с тестом
1. Резиновый мат для резки формата А3. Он хорош тем, что к нему не прилипает тесто, на нем можно безбоязненно резать ножом и пользоваться инструментами, которые могу повредить поверхность стола. Его легко мыть и сушить.
2. Набор стеков (пластмассовые и деревянные).
3. Алюминиевая фольга. Вещь крайне необходимая. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки.
4. Лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия.
5. Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.
6. Расческа с частыми зубьями. для нанесения орнамента и насечек. незаменима при изготовлении корзинок.
7. Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделия так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище).
8. Деревянная палочка для суши, ей хорошо делать разной формы углубления и проч.
При оборудовании уголка работы с солё ным тестом необходимо учитывать следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Материал для проведения работы по тестопластике меняется в соответствии с планом работы.
4. Работа с родителями
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
• Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
• Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, ис торию.
• Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
• Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
• Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
• Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
• На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
• Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
• Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
• Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
6. Особенности технологии лепки из солёного теста
(практические советы и рекомендации)
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Рецепт теста. Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.
Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Окрашивание теста и готовых поделок.
Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.
Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.
Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином : фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т. д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом : насадить на каркас из тру бочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т. д.
Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).
Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.
Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.
Хранение и рестоврация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.
Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.