Наталия Александровна Дмитриева
Программа саморазвития педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию
"Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игровых технологий"
Пояснительная записка
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Публикация «Программа саморазвития педагога» размещена в разделах
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Дидактические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Работа в детском саду требует от воспитателя постановку таких педагогических задач, как: развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
Игра - дело серьёзное! Игровая деятельность ребёнка есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…»
Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.
Цель
Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в реабилитационную практику.
Задачи самообразования по теме :
изучение научно-теоретического материала в рамках работы по организации прогулок с детьми дошкольного возраста как одно из условий развития самостоятельной двигательной активности;
разработка, апробация и внедрение системы работы «Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игровых технологий» разработка и использование диагностического инструментария;
изучение и внедрение современных форм работы, технологий воспитательно- образовательной работы, здоровьесберегающих технологий.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.
2. Технологический блок – разработка конспектов, перспективного планирования, дидактических игр, наглядного материала.
3. Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды.
Список изучаемой литературы:
1. Закон об образовании - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Примерная основная образовательная программа «Детство»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников.
5. Перова М. И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. –
7. Новикова В. П. Математика в детском саду.,
8. Столяр,А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
9. Венгер Л. А. Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста
10. Венгер Л. А. ,Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
11. Запорожец А. В. Венгер Л. А. «Восприятие и действия»
12. Столяр А. А. «Давайте поиграем»