Татьяна Егорова
«Воспитание общечеловеческих ценностей у детей через знакомство с историей и культурой России». Проект для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшей группы по теме
«Воспитание общечеловеческих ценностей у детей через знакомство с историей и культурой России»
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: долгосрочный (4 месяца).
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность. Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, которые находятся постоянно рядом. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данной проблеме. Особенно важно в детском саду поддерживать инициативу дружить и направлять ребенка к людям других национальностей.
С детьми эта работа начинается с воспитания чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну. Это должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, каким он есть.
Цель. Воспитание нравственных качеств посредством знакомства дошкольников с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов. Знакомство детей с фольклором, играми разных народов.
Задачи. Социально-коммуникативное развитие: воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, этнокультуре и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Развивать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Познавательное развитие: познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре, об одежде.
Познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа.
Развивать интерес к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с народными игрушками. Продолжать обогащать представление детей об игровых возможностях русской народной игрушки «Матрешка».
Расширить знания и интерес у детей к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Дать понятие, что этот праздник означает проводы зимы и встречу весны. Целую неделю длится это праздник, а каждый день имеет свой установленный порядок.
Речевое развитие: приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, познакомить детей с фольклором разных народов.
Обогатить словарный запас за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т. д. ;
Развивать умение составлять рассказы по сюжетной картине, составлять описательные рассказы; пересказывать сюжет услышанного произведения;
Совершенствовать выразительность речи: темп, высоту, тембр, силу голоса.
Художественно-эстетическое развитие: развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи.
Познакомить детей с народной декоративной росписью.
Учить изображать силуэт куклы в народном костюме, создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле. Развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента. Упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа. Упражнять в технике работы кистью кончиком ворса, плашмя.
Приобщать детей к истокам народного творчества и декоративно-прикладного искусства средствами музыки и художественного слова.
Физическое развитие: познакомить детей с подвижными играми разных народов.
Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке с перешагиванием предметов; совершенствовать способность детей прыгать вверх с касанием предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка; способствовать развитию общей и мелкой моторики, способности ориентироваться в пространстве.
Предполагаемый результат.
Расширятся представления детей о русских народных традициях, быте, народном фольклоре, играх.
Дети познакомятся с фольклором и играми других народов.
Повысится уровень практических умений детей в художественном творчестве;
Обогатится предметно-развивающая среда за счет систематизированного литературного и иллюстрированного материала;
Увеличится социально-коммуникативный контакт между детьми, родителями и педагогами;
Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей.
Форма и методы организации работы: беседа, рассматривание, рисование, лепка, аппликация, конструирования, ручной труд, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, подвижно- народные игры, чтение художественной литературы, пение песен, прослушивание музыки, музыкальные пляски и игры.
Сотрудничество с родителями.
Консультация «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
Создание альбома «Русская изба» при помощи родителей.
Папка – передвижка «Роль в возрождении русских праздников и традиций в семье»
Технические средства и наглядности: экран, проектор, компьютер, телевизор, музыкальный центр, фотографии, картины, плакаты, альбомы для рассматривания.
Содержание проекта.
1. Подготовительный этап.
постановка целей и задач;
составление плана основного этапа;
подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей:
подбор литературных произведений;
подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов;
подготовка презентаций по теме проекта;
заинтересовать родителей темой проекта, привлечь их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
2. Основной этап. Реализация проекта в различных видах деятельности.
Ноябрь. Тема «Русский народный костюм»
Цель. Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Беседы. «Как одевались в старину», «Откуда берутся игрушки?», «О быте и труде людей в старину»
Презентация. «Народные тряпичные куклы», «Коллекция народных тряпичных кукол, выполненных безиголочным способом»
Рассматривание. «Как одевались в старину»,
Организованная образовательная деятельность.
ФЦКМ «Русская матрешка», «Русский народный костюм».
Рисование «Девочка в русском сарафане».
Лепка «Веселые матрешки».
Аппликация «Северная Берегиня».
Конструирование «Матрешка в русском народном костюме».
Развитие речи «Русская матрешка».
Изготовление куклы «Колокольчик».
Раскраски «Куклы в народных костюмах».
Дидактические игры. «Мы веселые матрешки», «Вышел Ваня погулять», «Путешествие матрешек», «Бабушкин сундучок», «Бабушкина корзинка», «Сосчитай игрушки», «Большие и маленькие».
Чтение художественной литературы. К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Г. Х. Андерсен «Сказки Василисы Премудрой», А. Н. Толстой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Приходько «Матрешка на окошке», С. Я. Маршак. «Восемь кукол деревянных».
Музыкальная деятельность. И. П. Ларионов «Калинка», Н. Ибрагимов «Во поле береза стояла»
Сюжетно – ролевые игры. «Матрешки», «В гостях у тётушки Маланьи»
Подвижные игры. «Наш платочек голубой», «Найди и покажи», «Ручеек», «Заря-заряница», «Колпачок», «У Маланьи, у старушки». «Зайка беленький сидит».
Декабрь. Тема «Чудесный мир народного творчества»
Цель. Формирование интереса у детей и родителей к народному фольклору через творческую и познавательную деятельность. Знакомство с фольклором других народов.
Беседы. «Как раньше в гости ходили», «Чудо - чудное, диво -дивное», «Русские народные музыкальные инструменты», «В какие игры играли наши бабушки», «Что такое сказка».
Презентация. «Расписная игрушка».
Рассматривание. Альбом «Русские народные музыкальные инструменты».
Просмотр познавательных видеофильмов «Где родилась дымковская игрушка», «Элементы росписи и волшебная глина».
Рассматривание предметов декоративно - прикладного творчества.
Организованная образовательная деятельность.
ФЦКМ «О народном фольклоре детям»
Рисование «Лошадка» (по мотивам дымковской росписи).
Лепка «Петушок» (по мотивам филимоновской игрушки).
Аппликация «Колобок катится по дорожке».
Конструирование. «Мебель для трех медведей».
Раскраски «Любимые сказочные герои».
Дидактические игры. «Найди лишнее», «Парные картинки», «Собери картинку», «Собери узор», «Угадай игрушку», «Народные промыслы».
Чтение художественной литературы. Русский фольклор: «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи».
Русские народные сказки: «Зимовье», «Жихарка», «Гуси-лебеди»
Теневой театр «Маша и медведь».
Украинская народная сказка «Рукавичка», «Колосок».
Мордовская сказка «Как собака друга искала».
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
Дагестанская народная песенка «Доченька».
Кабардино – Балкарская песенка «Заяц».
Музыкальная деятельность. Попевки: «Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой; «Сорока» обр. Т. Попатенко.
Слушание: П. И. Чайковский «Русская песня
Пляски и игры: «Заинька», обр. С. Кондратьева; «Казачок», обр. М. Иорданского.
Прибаутки «Ворон», «Лиса».
Сюжетно – ролевые игры. «К нам гости пришли», «Магазин посуды».
Народные игры. «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Жмурки», «Сова», «Бабка – Ёжка», «У дедушки Трифона», «Табун», «Каравай».
Январь. Тема «Русский быт»
Цель. Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Беседы. «Как жили раньше?», «Что такое русский быт», «Обычаи и традиции русского народа».
Презентация. «Как строили дом на Руси», «Самовар-генерал на столе».
Рассматривание. Старинные предметы русского быта в музее.
Организованная образовательная деятельность.
ФЦКМ «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода», «Семейные традиции».
Рисование «Посуда для Федора».
Лепка «Национальная посуда».
Аппликация «Укрась красиво чайник».
Конструирование «Русская изба».
Развитие речи «Семейные традиции»
Раскраски «Предметы домашнего обихода».
Дидактические игры. «Волшебный платочек», «Золотые ворота», «Укрась поднос», «Выставка старинных вещей», «Подбери предметы по картинке».
Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», Л. Толстой «Маша и три медведя», Ю. Добрынин «Самоварец, самовар, самоварище»,
Музыкальная деятельность. «Мы посудою гремим» Е. Железнова, «Русская ложка» Р. Маркова.
Сюжетно – ролевые игры. «Печем каравай», «Дом», «Встречаем гостей».
Подвижные игры. «У медведя во бору», «Заинька», «Мы тарелки всем поставим», «Мороз Красный Нос», «Ходит Ваня», «Метелица», «Варим суп».
Февраль. Тема «Масленица»
Цель. Ознакомление детей с традициями народного праздника Масленица.
Беседы. «Народные праздники на Руси. Масленица», «Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла». «Что является символом масленицы?». «Как празднуют масленицу». «Масленица-объедуха». «Как мы готовимся к празднику».
Презентация «Празднование Масленицы».
Рассматривание иллюстраций картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва «Тройка».
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».
Организованная образовательная деятельность.
ФЦКМ ««Широкая Масленица».
Рисование «Кукла Масленица».
Лепка из соленого теста «Солнышко на Масленицу».
Аппликация «Украсим сарафан кукле Масленице».
Конструирование из бумаги «Игрушки для игр с ветром».
Раскраски «Масленица».
Дидактические игры. «Разрезные картинки», «Угадай по описанию», «Волшебный мешочек». «Угадай, что звучит»
Чтение художественной литературы. «Масленица угощает!», И. Мордовина. П. А. Вяземский «Скоро Масленицы звонкой закипит веселый пир». Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый». Ушинский К. Д. Проказы старухи зимы. Чехов А. П. «Детям о Масленице».
Музыкальная деятельность. Слушание: русских народных песен. Пение русской народной песни «А мы Масленицу дожидали», «Ой блины мои, блины», «Прощай, Масленица».
Сюжетно – ролевые игры. «К нам гости пришли», «В семье Масленица».
Подвижные игры. «Золотые ворота», «Хоровод», «Ровным кругом», «Каравай», «Салки на одной ноге», «Ручеек», «Карусели», «Плетень», «Ищем палочку», «Горелки», «Снежок».
3. Заключительный этап.
Проведение итогового мероприятия «Масленица к нам пришла».