Папки-передвижки

Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии»

Ирина Михайлюк
Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальная программа саморазвития

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк».

Индивидуальная программа саморазвития

Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015.

Тема: «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Городской округ город Выкса 2015 год.

I. Представление:

Фамилия Михайлюк

Имя Ирина

Отчество Вениаминовна

Публикация «Индивидуальная программа саморазвития „Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии“» размещена в разделах

Дата рождения 19.10.1976 года

Должность Воспитатель

Образование Средне-специальное

Педагогический стаж работы 12 лет

Квалификационная категория Соответствие занимаемой должности

Курсовая подготовка «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО»

Наличие Интернет-сайта (ссылка) 1. (<ahref = "https://nsportal.ru/mikhaylyuk-irina-veniaminovna»>)своя страница на сайте https: //nsportal.ru/;2.https://www.maam.ru/users/irimikhajjljuk.

III. Содержание:

1 Введение.

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

(Г. С. Альтшуллер)

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, которая направлена на развитие у ребенка умения нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

2. Пояснительная записка

Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.

Использование технологии ТРИЗ способствует : поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения.

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Мною в настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.

В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

4. Актуальность

Я считаю проблему развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Кроме того,изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, в своей работе я определяю в качестве одного из приоритетных направлений - развитие познавательных способностей дошкольников. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология и моделирования позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество и развитие во всём

5. Основные направления реализации программы :

Программа рассчитана для работы с детьми 5-7 лет.

Организационный блок

Цель: Создание предметно – развивающей среды и условий для реализации программы.

1. Изучение методической литературы. (см. Программно – методическое обеспечение)

2. Разработка РОД и проектов с использованием ТРИЗ технологий. (см. приложение №1)

3. Создание картотек. (см. приложение №2)

4. Разработка проектов «Путешествие по Вселенной» «Вторая жизнь мусора». «Развитие творческого воображения и мышления дошкольников методом ТРИЗ» (см. приложение №3)

5. Картотека игр по теме. (см. приложение №2)

6. Консультации (см. приложение №4)

Практический блок

Цель: Решение конкретных задач по формированию патриотических чувств у дошкольников к малой Родине. Привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности с детьми. Обмен практическим опытом с коллегами. Взаимодействие со специалистами ДОУ.

6. Предполагаемый результат

Уметь понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Увеличивается словарный запас.

Уметь устанавливать причинно-следственные связей.

Умение делать выводы.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике

Перспективное планирование на 2014 - 2015 учебный год.

Практический блок

Познавательно-информационные формы взаимодействия Мероприятия. Культурно – досуговые формы взаимодействия Наглядные формы взаимодействия

Взаимодействие с детьми РОД по познавательному развитию с использованием ИКТ и технологий ТРИЗ с детьми 6-7 лет «Путешествие по Вселенной».

Род по познавательному развитию с использованием технологий ТРИЗ с детьми 6-7 лет «Таинственное превращение».

Род по ФЭМП с использованием технологий ТРИЗ детьми 6-7 лет «Путешествие на ост ров Знаний».

Род по познавательному развитию с использованием технологий ТРИЗ детьми 6-7 лет «Моделирование маленькими человечками»

Род по экологическому развитию с использованием технологий ТРИЗ «Мы –исследователи».

РОД по экологии и речевому развитию с использованием технологий ТРИЗ «Что мы знаем о воде».

Род по экологическому развитию с использованием технологий ТРИЗ «Золотая осень»

РОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ с детьми 6-7 лет на тему «В сказочном царстве в противоречивом государстве».

Проект с детьми 6-7 лет «Путешествие по Вселенной».

Проект с детьми 6-7 лет «Вторая жизнь мусора».

Проект «Чтим и помним»

Проект с детьми 6-7 лет «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии». День открытых дверей на тему «Путешествие по Вселенной «с использованием технологий ТРИЗ.

Изготовление пособия «Волшебная дорожка»

«Дидактический мяч»

«Гусеница».

«Блоки Дьенеша»

«Заполни пустые клетки»

«Сравни и сосчитай»

«Танграм»

«Волшебный круг»

Взаимодействие с родителями Консультация на родительском собрании «ТРИЗ в детском саду и дома».«Детская лаборатория и занимательные опыты». Презентация: «ТРИЗ игры и методические пособия» Папки – передвижки: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Экспериментальная лаборатория»

Взаимодействие со специалистами Со специалистом по ИЗО

«Кляксография и приёмы нетрадиционного рисования».

«Метод Волшебного рисунка».

«Метод пальцевой живописи»

«Метод ниткографии».

«Рисование на мокрой бумаге»

«Коллаж»

Взаимодействие с коллективом Консультация для педагогов: «Использование методов ТРИЗ в процессе знакомства дошкольников со сказкой».«ТРИЗ - учить думать больших и маленьких» Презентация: «ТРИЗ игры и методические пособия»

Взаимодействие с социумом Экскурсия в городской парк.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Акция «Народная ёлка».

Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.

7. Оценка эффективности программы

Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображении

8. Программно – методическое обеспечение

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. ,1991.

2. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск, 2001. – 108 с.

3. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т. А. Сидорчук. Челябинск, 2000

4. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.

5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М. : пед. общество России, 2005.

6. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.

7. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

8. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

11. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

12. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;

13. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с

18. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М. : Детская литература, 1984 г. - 243 с.

19. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

20. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990 г.

21. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.

22. Сидорчук Т. А., Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.

23. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

Публикации по теме:

Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на занятиях Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении,.

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она.

Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционную технику рисования Индивидуальный план на 5 лет (2011-2015 г.) Каримуллиной Миляуши Гилумхановны воспитатель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» Высокогорский.

Конспект НОД развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Спасти заколдованную принцессу» Цель: • Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку; • активизировать словарный запас детей; • развивать связную.

Программа саморазвития педагога «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности старших дошкольников» Китайское изречение То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю Цель: обеспечить собственное непрерывное.

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗРазвитие творческого мышления средствами ТРИЗ «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска». В. Шаталов Дети.

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Консультация «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Сообщение из личного опыта «Развитие речи детей в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ-ртв» Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли,.

Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей Использование ТРИЗ-технологии как средства развития творческого мышления детей Е. С Кононова, воспитатель ЧДОУ" Родничок" г. Пермь Современное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии»
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 17:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлюк (УИ 158793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД