Ирина Михайлюк
Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная программа саморазвития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк».
Индивидуальная программа саморазвития
Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015.
Тема: «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
Городской округ город Выкса 2015 год.
I. Представление:
Фамилия Михайлюк
Имя Ирина
Отчество Вениаминовна
Публикация «Индивидуальная программа саморазвития „Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Дата рождения 19.10.1976 года
Должность Воспитатель
Образование Средне-специальное
Педагогический стаж работы 12 лет
Квалификационная категория Соответствие занимаемой должности
Курсовая подготовка «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО»
Наличие Интернет-сайта (ссылка) 1. (<ahref = "https://nsportal.ru/mikhaylyuk-irina-veniaminovna»>)своя страница на сайте https: //nsportal.ru/;2.https://www.maam.ru/users/irimikhajjljuk.
III. Содержание:
1 Введение.
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
(Г. С. Альтшуллер)
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, которая направлена на развитие у ребенка умения нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
2. Пояснительная записка
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.
Использование технологии ТРИЗ способствует : поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения.
ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Мною в настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.
В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.
4. Актуальность
Я считаю проблему развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Кроме того,изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, в своей работе я определяю в качестве одного из приоритетных направлений - развитие познавательных способностей дошкольников. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология и моделирования позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество и развитие во всём!»
5. Основные направления реализации программы :
Программа рассчитана для работы с детьми 5-7 лет.
Организационный блок
Цель: Создание предметно – развивающей среды и условий для реализации программы.
1. Изучение методической литературы. (см. Программно – методическое обеспечение)
2. Разработка РОД и проектов с использованием ТРИЗ технологий. (см. приложение №1)
3. Создание картотек. (см. приложение №2)
4. Разработка проектов «Путешествие по Вселенной» «Вторая жизнь мусора». «Развитие творческого воображения и мышления дошкольников методом ТРИЗ» (см. приложение №3)
5. Картотека игр по теме. (см. приложение №2)
6. Консультации (см. приложение №4)
Практический блок
Цель: Решение конкретных задач по формированию патриотических чувств у дошкольников к малой Родине. Привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности с детьми. Обмен практическим опытом с коллегами. Взаимодействие со специалистами ДОУ.
6. Предполагаемый результат
Уметь понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Увеличивается словарный запас.
Уметь устанавливать причинно-следственные связей.
Умение делать выводы.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике
Перспективное планирование на 2014 - 2015 учебный год.
Практический блок
Познавательно-информационные формы взаимодействия Мероприятия. Культурно – досуговые формы взаимодействия Наглядные формы взаимодействия
Взаимодействие с детьми РОД по познавательному развитию с использованием ИКТ и технологий ТРИЗ с детьми 6-7 лет «Путешествие по Вселенной».
Род по познавательному развитию с использованием технологий ТРИЗ с детьми 6-7 лет «Таинственное превращение».
Род по ФЭМП с использованием технологий ТРИЗ детьми 6-7 лет «Путешествие на ост ров Знаний».
Род по познавательному развитию с использованием технологий ТРИЗ детьми 6-7 лет «Моделирование маленькими человечками»
Род по экологическому развитию с использованием технологий ТРИЗ «Мы –исследователи».
РОД по экологии и речевому развитию с использованием технологий ТРИЗ «Что мы знаем о воде».
Род по экологическому развитию с использованием технологий ТРИЗ «Золотая осень».э
РОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ с детьми 6-7 лет на тему «В сказочном царстве в противоречивом государстве».
Проект с детьми 6-7 лет «Путешествие по Вселенной».
Проект с детьми 6-7 лет «Вторая жизнь мусора».
Проект «Чтим и помним»
Проект с детьми 6-7 лет «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии». День открытых дверей на тему «Путешествие по Вселенной «с использованием технологий ТРИЗ.
Изготовление пособия «Волшебная дорожка»
«Дидактический мяч»
«Гусеница».
«Блоки Дьенеша»
«Заполни пустые клетки»
«Сравни и сосчитай»
«Танграм»
«Волшебный круг»
Взаимодействие с родителями Консультация на родительском собрании «ТРИЗ в детском саду и дома».«Детская лаборатория и занимательные опыты». Презентация: «ТРИЗ игры и методические пособия» Папки – передвижки: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Экспериментальная лаборатория»
Взаимодействие со специалистами Со специалистом по ИЗО
«Кляксография и приёмы нетрадиционного рисования».
«Метод Волшебного рисунка».
«Метод пальцевой живописи»
«Метод ниткографии».
«Рисование на мокрой бумаге»
«Коллаж»
Взаимодействие с коллективом Консультация для педагогов: «Использование методов ТРИЗ в процессе знакомства дошкольников со сказкой».«ТРИЗ - учить думать больших и маленьких» Презентация: «ТРИЗ игры и методические пособия»
Взаимодействие с социумом Экскурсия в городской парк.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Акция «Народная ёлка».
Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.
7. Оценка эффективности программы
Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображении
8. Программно – методическое обеспечение
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. ,1991.
2. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск, 2001. – 108 с.
3. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т. А. Сидорчук. Челябинск, 2000
4. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.
5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М. : пед. общество России, 2005.
6. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.
7. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
8. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
11. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
12. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
13. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
18. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М. : Детская литература, 1984 г. - 243 с.
19. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
20. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990 г.
21. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.
22. Сидорчук Т. А., Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.
23. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.