Светлана Шипулина
Проект «Семья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Семья» осуществлялся в старшей группе детей с ЗПР МБДОУ № 29 в течение 1 недели (с 6 декабря по 13 декабря 2013 года, то есть он являлся краткосрочным проектом.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Семья“ в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Семья, семейные отношения – это то, что близко и интересно людям. Дети нашей группы всегда с интересом слушали художественные произведения, стихи о семье, семейных отношениях, в то же время слабо ориентировались в родственных связях своей семьи. Они с трудом могли рассказать о том, кто кому приходится в их семье, имели слабые представления о профессиях своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Мы полагали, что проект «Семья» будет интересен детям. Мы также рассчитывали, что эта тема заинтересует и родителей, поскольку каждая семья имеет свою историю, которую им было бы интересно проследить, рассказать о ней детям.
Тип данного проекта : социально-образовательный.
Цель проекта : обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность, воспитывать положительное отношение к своей семье, первичные ценностные представления о семье.
Задачи проекта :
1) уточнять и закреплять знания детей о себе и о своей семье;
2) формировать у детей доброжелательное отношение ко всем членам семьи;
3) помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи;
4) воспитывать в детях уважение к своим близким и желание заботиться о них;
5) продолжать работу по развитию у детей с ЗПР таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление;
6) совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, расширять их словарный запас, продолжать работу по развитию грамматического строя речи;
7) развивать крупную и мелкую моторику;
8) укреплять сотрудничество с родителями, способствовать улучшению отношений между взрослыми и детьми.
Итогом проектной деятельности мы видели организацию развлечения по теме «Семья» в детском саду с участием в нем родителей, создание альбома «Моя семья».
Предполагалось, что продуктами проекта будут являться :
положительные результаты развития психических функций детей группы (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы);
укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, улучшение микроклимата группы.
Участниками проекта «Семья» стали дети старшей группы компенсирующей направленности ЗПР, их воспитатели, родители, а также специалисты ДОУ (дефектолог, музыкальный руководитель).
В ходе реализации проекта были выделены следующие этапы:
1 этап проекта – подготовительный.
• Постановка цели и задач.
• Определение методов реализации проекта.
• Подбор наглядно-иллюстративного материала и интернет ресурсов.
• Разработка и написание конспектов, подбор консультаций, дидактических игр, художественной литературы по теме.
• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
• Вовлечение детей в проект. В отличие от обычной группы, где цель проекта определяют сами дети, в группе детей с ЗПР к этому их подвели учитель-дефектолог и воспитатели, так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут. Здесь мы выяснили, что в этой теме заинтересовало детей больше всего.
• Обсуждение с родителями темы проекта. В индивидуальных беседах с каждым родителем мы выяснили, как они смогут участвовать в работе над проектом, исходя из их интересов и возможностей. Из двенадцати семей группы сотрудничать по этому вопросу согласилось большинство из них – десять.
• Обсуждение плана проекта со специалистами детского сада – музыкальным работником.
2 этап проекта – основной.
Составляя перспективный план работы с детьми по проекту «Семья», мы интегрировали в нем такие образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
3 этап проекта – заключительный.
Планируя проект «Семья» в старшей группе дошкольников с ЗПР, мы предполагали, что его продуктами будут являться:
положительные результаты в развитии психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы) детей нашей группы;
установление доброжелательных связей между родителями группы, улучшение микроклимата группы.
Завершив проект и подводя итоги работы по нему, мы выяснили, что цели, поставленные нами при планировании, в основном были достигнуты. Проект помог детям приобрести новые знания, реализовать их на практике. Он способствовал развитию у детей познавательного интереса к теме «семья», а также развитию их коммуникативных навыков. Проект также активизировал общение детей между собой, усилил взаимодействие детей и взрослых. Проект помог вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе общей деятельности.
Методическое обеспечение проекта :
1. Проект ФГОС по дошкольному образованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mon-ru.livejournal.com/59277.html
2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселева – М, АРКТИ, 2003.
4. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2012.
Приложение 1
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы с ЗПР по проекту «Семья»
1 день 2 день 3 день 4 день 5 день
1-я половина дня
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»
Беседа «Моя семья».
Ц. : учить рассказывать о членах своей семьи, называя степень родства.
Рассматривание семейных фотографий.
НОД (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)
Тема: «Моя семья».
Ц : формировать обобщающее понятие «семья», уточнить и расширить словарь по теме, развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. Воспитывать первичные ценностные представления о семье.
Дидактическая игра «Бусы для сестрёнки»- развитие внимания, закрепление знаний основных цветов и оттенков.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»
Рассказывание «Мое любимое занятие дома».
Дидактическая игра «Кто ушел?», «Что изменилось?»- развитие памяти.
НОД (конструирование из бумаги) Тема: «Дом, в котором я живу»
Ц: закреплять умение детей работать по выкройке – сконструировать дом, располагать окна на его сторонах.
Речевая игра «Скажи наоборот» (по теме).
Речевая игра «Назови ласково»
Ц: развивать речь, активизировать словарь по теме, закреплять умение образовывать сущ. с уменьшительно –ласкательными суффиксами.
Беседа «Как я помогаю дома?»
Рассказ воспитателя «Что такое традиция»
Дидактическая игра «У нас порядок».
Ц. : закрепить знания о помещениях в доме, развивать речь.
Речевая игра «Послушай и ответь на вопросы» - развивать мышление, речь, закрепление родственных связей.
НОД (музыка)
Тема: «Моя семья»-
по плану муз. руководителя
Пальчиковая гимнастика «Пальчики поздоровались».
Самостоятельная деятельность детей в центрах продуктивной деятельности : конструирование «Мой будущий дом, где я буду жить со своей семьёй» (из крупного и мелкого конструктора).
Дидактическая игра «Мамины помощники» -развитие внимания, мышления, памяти.
НОД (рисование)
Тема: «Моя семья».
Ц. : учить детей рисовать фигуры людей с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей (себя и своей семьи).
Пальчиковая гимнастика «Пальчики поздоровались».
Вместе с детьми подобрать серию фотографий на тему «Моя семья», для оформления общего альбома.
Дидактическая игра
«Разноцветный букет для мамы и бабушки»- развитие внимания,восприятия,закрепление знаний основных цветов и оттенков.
НОД (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)
Тема: «Моя семья».
Ц : продолжать формировать обобщающее понятие «семья», уточнить и расширить словарь по теме, развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. Продолжать воспитывать первичные ценностные представления о семье.
2 –я половина дня
Рассматривание тематического альбома «Моя семья», беседа по содержанию.
Чтение художественной литературы: сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Ситуативный разговор «С кем ты живешь?».
Сюжетно-ролевая игра Семья».
Ц. : побуждать детей использовать в играх знания об окружающей жизни. Воспитывать доброжелательность, умение справедливо решать споры.
Рассказывание «Мое любимое занятие дома»
Самостоятельная деятельность в центрах активности.
Беседа «Забота о младших – почетная обязанность старших»
(в том числе и о членах семьи).
Ц. : продолжать учить рассказывать о членах своей семьи, называя степень родства; воспитывать заботливое отношение ко всем членам семьи.
Дидактическая игра «Назови чей?»
Ц: активизировать словарь по теме,образование притяжательных прилагательных на тему «Семья» (мама – мамин)
Чтение художественной литературы: Л. Толстой из серии «Рассказы для маленьких».
Игра-драматизация по сказке «Репка»
Слушание песен на семейную тематику.
Развлечение по теме «Семья» с участием в нем родителей, чаепитие.
Ц. : укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, улучшение микроклимата группы.
Создание альбома «Моя семья».
Рассказы детей о своей семье.
Работа с родителями:
• Попросить родителей подобрать фотографии для группового альбома «Моя семья».
• Поместить в раздевалке тематическую папку – раскладушку «Здоровый образ жизни семьи».
• Помочь детям придумать рассказ о своей семье «Наша семья дома».
Начать так: «Вечером вся наша семья собралась дома…»
• Индивидуальное консультирование по запросам.
• Привлечь родителей к организации чаепития.