Светлана Скворцова
Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 25 «Ягодка»
Проект
Тема: «Я и моя семья»
(старшая группа компенсирующей направленности)
Воспитатель высшей квалификационной категории: Скворцова С. В.
ГО город Бор
Нижегородской обл.
2015 г
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности 5-6 лет, родители, воспитатели, учитель-логопед.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Публикация «Проект „Я и моя семья“ (старшая группа компенсирующей направленности)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность.
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
(О. В. Токмакова)
Семья и дошкольное учреждение- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у нас возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.
Цель проекта: сотрудничество педагогов ДОУ и семьи в вопросах сохранения физического и психического здоровья дошкольников, содействие возрождению традиций семейного воспитания.
Задачи проекта:
1. Закреплять и уточнять знания детей о своей родословной, о своей семье.
2. Закреплять представление о том, что такое семья, о родственниках, родственных отношениях познакомить с традициями семьи.
3. Стимулировать развитие познавательных процессов и творческих способностей детей.
4. Развивать практическое и умственное экспериментирование, уровень коммуникативной компетентности, положительной самооценки.
5. Воспитывать любовь и уважение ко всем членам своей семьи.
6. Задача родителей – обмен и передача опыта по воспитанию детей, укрепление межпоколенческих связей, возрождение семейных традиций.
7. Установление доверительных и партнерских отношений в семье каждого ребенка.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства;
- возрождение традиций семейного воспитания;
-применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
- развитие партнерских отношений в семье;
- владеть понятием «семья»;
- знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
- профессии родителей;
- знать свои права и обязанности;
- составлять творческий рассказ о семье;
- уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Этапы работы над проектом:
1. Определение темы.
2. Постановка задач.
3. Сбор материала:
3.1. подборка необходимой методической литературы;
3.2. предоставление консультаций на темам: «Родословная семьи», «Генеалогическое древо семьи», анкет для проведения опроса среди родителей и детей.
3.3. Подбор наглядной информации.
3.4. Использование мультимедийного материала (показ презентаций,
мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений, песен).
3.5. Оформление консультаций, папок-передвижек.
3.6. Составление памяток для родителей.
3.7. Организация выставки «Генеалогическое древо семьи».
Работа с родителями:
1. Беседа о семье, семейных традициях, написание рассказа о своей семье.
2. Создание генеалогического древа семьи.
3. Создание Герба семьи.
Работа с детьми:
1. Беседы о семье, семейных традициях, увлечениях, играх.
2. Проведение нод по семейной тематике.
3. Выставки рисунков на тему: «Моя семья», «Портрет моей мамы, (папы, бабушки, дедушки, «Как я иду из детского сада домой с мамой и папой».
4. Заучивание стихотворений о маме, папе и других членах семьи, разучивание пословиц о семье.
5. Разучивание новых народных игр.
6. Создание «Древа семьи».
Нетрадиционные формы и методы работы.
1. Использование арт-терапевтических техник (тематический рисунок).
2. Домашние задания для родителей на определенную тему (создание генеалогического древа семьи, дидактические игры по теме «Моя семья»).
3. Составление рассказа о профессиях своих родителей, о своей семье.
4. Создание генеалогического древа своей семьи «Семейное древо».
План реализации проекта:
Этапы проекта Сроки Содержание деятельности
I этап
(подготовительный, вхождение в тему)
16.03.2015г.
Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта;
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап
(основной)
16.03.- 19.03.2015г.
Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
Беседы: «Какие мы», «Мы разные», «Моя семья»; Рассказы детей о профессиях своих родителей, рассказы по теме «Мой домашний любимец».
НОД из цикла «Я и моя семья», «Моя мама», рисование «Моя семья», «Мой дом», лепка из соленого теста «Мое семейное древо».
Знакомство с литературными произведениями:
В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила»;
В. Драгунский «Друг детства»,
В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народная сказка «Три дочери», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Кукушка».
Подбор стихов и загадок обо всех членах семьи;
Просмотр и обсуждение мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Жили-была мама», «Если бы я был моим папой», «Бабушка, научи!», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка» «Крошка Енот» и др., чтение детских рассказов Н. Носова, С. Маршака, А. Толстого, сказок Г. -Х. Андерсена, Ш. Перро; чтение стихов Я. Аким «Кто кому кто?», «Моя родня», В. Драгунский «Сестра моя Ксения», В. Берестов «Семейная фотография», чтение и инсценировка рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Разучивание песен, пословиц, стихов о семье; подбор картотеки д/и по теме «Моя семья». Оформление выставки «Моя семья», рассматривание фотографий; Рассматривание репродукции картины Ф. Арбузова «В родной семье». Инсценирование стихов и шуток-малюток на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки - матери», «Маленькие помощники»; «Семья», «Магазин», «День Рожденья», «Больница», «Угощаем гостей», Строительная игра «Дом для моей семьи».
Д/и «Кому кто?»; «Ждем гостей на чай». Словесная игра «Кто есть кто?» и др.
Взаимодействие с родителями:
Составление генеалогического древа «Моя родословная»,
Оформление выставки «Моя семья».
III этап
(заключительный)
20.03. 2015 г.
Презентация проекта «Семейное древо моей семьи», с приглашением родителей, воспитателей других групп.
Достигнутые результаты:
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Литература:
1. Е. А. Алябьева, Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.-160с.
2. И. Ф. Мулько, Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006.- 96с. 3. М. Д. Маханёва, Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы. – М. : АРКТИ, 2004.-72с.
Интернет-ресурсы:
4. http://apruo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/zanyatiya-s-doshkollnikami/710-konspekt-otkritogo-integrirovannogo-zanyatiya-v-detskom-sadu-moya-semya.html
5. http://detsad-kitty.ru/metod/37035-proekt-rodoslovnaya-moej-semi.html
6. http://www.resobr.ru/materials/45/