Папки-передвижки

Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Лариса Юрьевна Кудисова
Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский.

Актуальность: Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы сегодняшние обучающиеся были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир.

Публикация «Проект „Что за чудо этот хвост?“ (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)» размещена в разделах

Использование проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Цель исследования: узнать, зачем животным нужен хвост и как они его используют.

Задачи исследования:

1. Включение обучающихся в познавательно-исследовательскую деятельность.

2. Расширение и уточнение знаний о животном мире.

3. Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Животные».

4. Развитие познавательных способностей.

5. Воспитание у детей интереса к процессу познания, умения работать в коллективе.

6. Оформление собранной информации в альбом.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта : воспитанники, воспитатели, учитель-логопед, родители (законные представители).

Гипотеза: хвосты животным нужны не только для красоты.

Объект исследования: применение хвоста в животном мире.

Предмет исследования: хвост.

Методы исследования:

опрос;

наблюдение;

проведение д/игр, п/игр, игр-ситуаций;

работа с литературой (энциклопедии, художественная, познавательная);

работа с видеоматериалами (м/фильмы, передачи и документальные фильмы о животных);

работа в сети Интернет.

Реализация проекта :

Был проведен опрос: знают ли дети, зачем животным нужны хвосты.

В опросе принимало участие 12 детей :

- 2 ребенка сказали, что не знают;

- 7 детей сказали, что хвост нужен для красоты;

- 3 ребенка сказали, что хвост нужен, чтобы отгонять мух.

Сбор информации.

Мы наблюдали за живыми объектами в природе; искали информацию вместе с родителями (законными представителями) в Интернете, в энциклопедиях, посещали зоопарк «Лимпопо»; смотрели мультфильм «Хвосты» (В. Сутеев, разные передачи и документальные фильмы о животных; читали русскую народную сказку «Хвосты», произведение В. В. Бианки «Хвосты», веселые стихи про хвосты (А. Усачев, Л. Слуцкая, П. Трекорно); рисовали.

Учитель-логопед провела речевые дидактические игры: «Чьи хвосты, «Кто как устроен?», «Чего не хватает?».

В самостоятельной деятельности воспитанники организовывали подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Зайцы и волк», «Кот на крыше», «Мыши в кладовой», «Гуси-гуси», «Стайка»; игры-ситуации «Наш зоопарк», «Снимаем передачу «Диалоги о животных».

И вот что нам удалось узнать…

В животном мире встречается очень много разных хвостов! Они отличаются один от другого цветом, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Хвосты есть у рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Многие животные получили свое название благодаря особенностям строения и применения хвоста. Например : акула-пилохвост, скат-хвостокол, кривохвостка, птица-лира. … Да всех разве перечислишь!

Правда, надо заметить, что используют животные их по-разному.

Хвост – опора

У дятла хвост короткий и состоит из плотных упругих перьев. Обнаружив личинок жука-короеда, дятел цепляется коготками за неровности коры и упирается в нее концами перьев хвоста. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, дятел без помех выковыривает из-под коры личинок, долбит дупло или производит другие “столярные” работы.

Как табуреткой пользуются своим тяжелым трехметровым хвостом крупные кенгуру.

Хвост – рука

У цепкохвостых обезьян хвост выполняет функцию пятой руки. Обвив хвостом ветку дерева, они повисают на нем, освободив лапы для другого, более полезного дела. Иногда, наоборот, цепляются за ветку лапами, а зрелые плоды срывают и подносят ко рту хвостом.

У североамериканских опоссумов длинный и цепкий хвост. Путешествуя по ветвям деревьев, опоссум цепляется хвостом за ветви и может даже повиснуть на нем. Строя гнездо, самка носит в дупло сено не по травинке, а целыми пучками, обвив их своим хвостом.

Хвост – мотор

Обитатели воды используют хвост как средство передвижения. Только рыбы, саламандры, тритоны и крокодилы машут им вправо-влево, А киты, дельфины, тюлени, бобры и каланы – вверх-вниз.

Хвост – руль и тормоз

У тушканчиков на кончике почти голого хвоста находится кисточка длинных волос. Хвост для этих крохотных бегунов - руль. На бегу тушканчики как бы опираются кисточкой хвоста о воздух и, совершают крутые повороты.

Белка отличная прыгунья, она во время длинных прыжков пользуется своим хвостом как рулем. Хвост помогает ей удержать равновесие.

У птиц хвост служит тормозом. При огромных скоростях без него не обойтись. Чаще всего тормоз применяется при посадке.

Хвост - балансир

У лемуров пушистый хвост совмещает свойства шеста и зонтика, позволяя его владельцам сохранять равновесие и легко сновать по ветвям. Они это делают лучше цирковых артистов.

Кенгуру хвост нужен для равновесия в прыжке.

Хвост - парашют

Хвост у белки действует как парашют. Спасаясь от хищницы - куницы, белка распластывает лапки, распушает хвост и бросается вниз с самой высокой ели при этом плавно приземляясь.

Неплохой парашютист и полосатый бурундук. Ему, пользуясь хвостом – парашютом, ничего не стоит спрыгнуть на землю с верхушки громадного кедра.

Хвост - защита

Ящерицы, попав в лапы к хищнику, стараются «откупиться». Напряжением специальных мышц они переламывают себе один из позвонков у основания хвоста и отбрасывают его.

Быки, коровы, лошади, зебры, ослы, антилопы, даже громадные слоны обороняются от комаров, мошек, мух, слепней и других насекомых с помощью хвоста.

Хвост – оружие нападения

Скорпиону хвост нужен в качестве оружия.

В черном море обитает интересное существо – скат - хвостокол, или морской кот. Внешне скаты похожи на большую сковородку с ручкой-хвостом. У основания хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый, как шпага, шип.

Хвост – легкие

Есть животные, которые дышат при помощи хвоста, например водяной скорпион. Он забирает атмосферный воздух через трубку – хвост.

Илистый прыгун часто лежит на прибрежном песке, окунув хвост в воду. Эти рыбки могут долго жить вне воды, а хвост помогает им дышать.

Хвост - одеяло

Лисы, белки, куницы, а также песцы, соболи и барсы - жители севера и высокогорий - используют свой пушистый хвост как теплое шерстяное одеяло. Песец зимой норой не пользуется. На ночь он устраивается прямо на снегу, сворачивается в клубок, лапки убирает под себя, а единственную незащищенную часть тела – нос – прикрывает своим хвостом.

Хвост – кладовая

Тушканчик - карлик, ростом с домовую мышь, за эту свою особенность так и называется — жирнохвостый. Перед тем как на всю зиму скрыться в норе, зверек усиленно питается, стараясь накопить больше подкожного жира, а поскольку размеры грызуна невелики, часть припасов он откладывает в длинном хвосте.

Очень много жира откладывается в курдюке курдючной овцы.

Хвост – украшение

Ну и конечно, самый красивый хвост – павлиний, которым его обладатель не только отпугивает врагов, но и привлекает самок.

Красивые хвосты у птицы лиры, фазанов, райской мухоловки и даже у нашего домашнего петуха.

Хвост – маяк

Высоко поднятый хвост оповещает заранее все живое о приближении скунса. Этот зверек не имеет врагов. Его химическое оружие (жидкость с неприятным запахом) – очень надежное, и он никого не боится.

Хвост у косули и у оленя серовато-рыжий сверху, с белой полоской внизу. Когда косуля-мать чувствует опасность, бросается наутёк, поворачивая белую подкладку хвоста к детям.

Хвост – средство общения

Если незнакомая собака лает на вас, но при этом энергично молотит хвостом, бояться ее не следует. Это не агрессия. Просто пес хочет познакомиться. Опасайтесь собаки, если хвост у нее поджат. Знайте, пес напуган и будет обороняться.

Когда кот дергает хвостом, это означает, что он сердится. А если у лежащего в зарослях тигра подергивается кончик хвоста, можно быть уверенным, что зверь не отдыхает, а, увидев добычу, готовится к прыжку.

По итогам исследования мы пришли к следующему результату:

практически все обучающиеся группы приняли участие в исследовательском проекте;

в проектной деятельности были использованы различные средства для получения информации;

дети узнали о том, для чего животным нужен хвост и как они его используют;

ребята с удовольствием делились своими знаниями со сверстниками и взрослыми;

собранная информация была оформлена в альбом.

Вывод: Хвостом животные пользуются по-разному. Одним он нужен для того, чтобы летать, другим защищаться или нападать, а кто-то двигается с помощью хвоста. Ясно одно, всем животным хвост очень необходим.

Список использованных источников:

1. Бианки В. В. Хвосты.

2. Русская народная сказка. Хвосты.

3. Стихи про хвосты : А. Усачев, Л. Слуцкая, П. Трекорно.

4. Сергеев Б. Зачем нужны хвосты. «Юный натуралист», 1990, №5.

5. Цехановская А. Ф., Стрелков Д. Г. Полная энциклопедия животных. – М. : «Росмэн», 2010

6. Шалаева Г. П. Детская книга энциклопедия "Большая книга о животных». – М. : АСТ, 2009

7. Я познаю мир: Удивительные животные. – М. : АСТ, Астрель, 1999.

8. Мультфильм «Хвосты». Сутеев В.

9. ТВ – передачи и документальные фильмы о животных.

10. Интернет.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Весна идёт!» Группа компенсирующей направленности 6–7 лет. Цель: Закрепить знания детей по разделам: РЭМП, обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром. Задачи: 1. Закреплять и расширять словарь.

Конспект НОД «Как звери к зиме готовились» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) МКДОУ №34 г. Никольское Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей.

Конспект НОД «Осень» (старшая группа компенсирующей направленности) МКДОУ №34 г. Никольское Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет «Дикие животные» Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания, активизировать словарь по данной теме. Задачи: — Формировать.

Педагогический проект в группе компенсирующей направленности «Семья. Что может быть дороже!» Название проекта – «Семья - что может быть дороже!» Тип проекта – творческий, информационно-исследовательский. Возраст детей – старший дошкольный.

Проект «Мы помним! Мы гордимся!» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР ПРОЕКТ «Мы помним! Мы гордимся!» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Информационная карта проекта: Организация: Муниципальное.

Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности)Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности) Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 25 «Ягодка» Проект Тема: «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей.

Проект «Необыкновенная страна игр» для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР ПАСПОРТ ПРОЕКТАВИД ПРОЕКТА:информационно -практико -ориентированный, игровой. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:долгосрочный (с 14.04.2014 г. – 28.11.2014.

Проект «Счастливое детство». Специальная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. «Лучший способ сделать детей хорошим - это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Актуальность: Наше время предъявляет к детским садам высокие.

Сценарий праздника к Дню мам «Бал Бантиков» (старшая группа компенсирующей направленности) Вед. С листьями, падают по музыку, листья Осыпает нас заря Золотым дождём Нынче праздник Нынче праздник в ноябре Праздник мам на всей земле.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 12:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Юрьевна Кудисова (УИ 345354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД