Светлана Носкова
Проект по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, краткосрочный, игровой, информационный.
Сроки реализации: с 12.03.18 по 30.03.18 (3 недели)
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Возраст детей : 5-6 лет.
Проблема:
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.
Актуальность проекта :
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.. Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.
Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель проекта :
Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.
Задачи проекта :
Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;
Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
Воспитывать бережное отношение к книгам;
Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
Способствовать у детей развитию объема памяти;
подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;
Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;
Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений;
Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.
Ожидаемые результаты:
Позитивное взаимодействие детей в коллективе; Развитие коммуникативной функции речи; Успешное овладение грамотной и связной речью; Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике; Совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки; развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи; Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент; консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
Реализация проекта :
1 этап – подготовительный
Цель: постановка мотивации.
Содержание:
Определение темы проекта, постановка цели и задач.
Создать мотивацию для работы по проекту.
Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.
Изучение причин речевых нарушений.
Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
Оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей.
Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.
НОД Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования;
Дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию», «Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».
Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2 этап – основной
Цель: Закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию. Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.
Содержание:
Загадывание загадок, заучивание стихотворений.
Составление предложений.
-Составление описательного рассказа.
-Рассказывание по сюжетным картинкам.
Пересказ рассказа.
Заучивание стихотворения «Весна – красна».
Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки».
Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку».
Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.
Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе.
Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников».
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Повышение компетентности родителей, консультирование.
Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».
-Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей)
3 этап - заключительный
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.
Содержание:
Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации.
Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи».
Оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи».
Оформление консультации для родителей «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»
Оформление альбома стихов о весне.
Обработка и оформление материалов проекта.
Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта
Достигнутые результаты:
Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.