Дмитриева Любовь
Мастер-класс для педагогов «Конструирование как средство всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по конструированию из строительного материала и ЛЕГО-конструированию.
Задачи:
обучение участников мастер-класса навыкам применения различных видов конструктора
воссоздание перед участниками игры технологий работы с детьми дошкольного возраста в области ЛЕГО-конструирования
формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности различных видов конструктора.
Ход мероприятия:
Как вы догадались, речь сегодня пойдет о конструировании. Мы знаем, что мальчишки любят играть в машинки, а девочки в куклы. А вот в конструктор любят играть абсолютно все дети, начиная с раннего возраста, да и взрослые в него не прочь поиграть. Попробуем понять, в чем секрет этой простой игры, как мы с пользой для детей можем использовать их любовь к конструированию.
Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый может с ней справиться. (просмотр презентации)
Конструктор интересен тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Позволяет ребенку думать, фантазировать, учиться, находить неординарные решения, аргументировать свои высказывания. Развивается творческое, креативное, образное мышление, воображение. Детей увлекает процесс создания творческого продукта, они любуются результатом своей работы.
Василий Александрович Сухомлинский писал, что «истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Работа с конструктором развивает мелкую моторику и мелкие мышцы рук. В свою очередь, развитая и быстрая моторика улучшает внимательность и память, речь и координацию, положительно влияет на мышление. Осуществляется развитие сенсорных, мыслительных способностей.
Является средством формирования трудолюбия, инициативы, самостоятельности, упорства при достижении цели.
Воспитывает первоначальные навыки работы в коллективе.
Способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.
Существуют различные формы организации обучения детскому конструированию:
1. Конструирование по образцу (разработано Ф. Фребелем детям предлагаются образцы готовых построек, демонстрируются способы их создания. Обеспечивается прямая передача готовых знаний и способов действий.
2. Конструирование по условиям (автор – Н. Н. Поддьяков ребенку сообщаются только условия, которым постройка должна 22 соответствовать (как правило, подчеркивают практическое назначение постройки). Образец постройки и способы ее создания не даются.
3. Конструирование по замыслу. Суть: решение о том, что конструировать принимается самим ребенком.
4. Конструирование по теме. Суть: детям предлагается общая тематика конструкций («город», «мост»). В данном случае, детьми самостоятельно создаются замыслы построек, поделок, самостоятельно выбирается материал и способы создания.
В своей практике использую конструктор в различных видах деятельности – на занятиях, играх, в совместной, самостоятельной и индивидуальной работе.
Индивидуальные задания для педагогов:
"Волшебная коробка"
Вам необходимо собрать предмет по схеме, не глядя на конструктор, «наощупь». В чем сложность выполнения данного задания?
Соберите по схеме букву.
Назовите букву, назовите несколько слов, которые начинаются с этой буквы. В какой образовательной области можно использовать это задание?
Соберите по схеме дерево. Назовите дерево и скажите в какое время года оно могло бы быть таким. В какой образовательной области можно использовать это задание?
День рождения
Представьте, что у вашей подруги сегодня день рождения. Из блоков конструктора соберите для нее подарок, придумайте, необычное поздравление. В какой образовательной области можно использовать это задание.
Кот
Соберите из конструктора по схеме кота. Придумайте свою историю, используя слова: кот, дерево. Назовите образовательную область, в которой можно использовать данное задание.
Урожай
Перед вами карточка с изображением овощей и фруктов, ягод.
Возьмите столько кирпичиков зеленого цвета, сколько овощей изображено на картинке.
Возьмите столько кирпичиков красного цвета, сколько на картинке изображено фруктов, ягод.
Сравните количество овощей или фруктов.
Назовите образовательную область, в которой можно применить такое задание.
Какие решаются образовательные задачи?
Сегодня существует огромное разнообразие детских конструкторов. Они различаются по размерам, по виду материалов, из которых они изготовлены, способам крепления, тематичности. В своей работе стараюсь использовать разные виды конструктора. Детям интересно работать с различными строительными наборами, знакомиться с чем-то новым.
Уникальность конструктора в том, что ребенок играет не только, когда строит. Он может использовать готовые постройки в сюжетно-ролевых играх.
Фантазируйте, придумывайте для ребят необычные сюжеты и задания, и увидите, с каким интересом они включатся в вашу игру.
Как вы думаете, может ли конструктор способствовать взаимопониманию, умению слышать и понимать друг друга? Давайте проверим. Мне нужно два добровольца. Сядьте спина к спине друг к другу. Ваша задача – объяснить своему «напарнику», как поэтапно собрать предмет, изображенный на схеме. Не говорите, что это за предмет!
Это задание способствует взаимопониманию, умению слышать, умению объяснять, кроме того тренируется пространственное ориентирование. Прежде чем мы закончим нашу беседу. Хочу попросить вас взять по одному блоку из этого контейнера. Предлагаю вам вместе построить модель детского сада согласно образцу.
Сегодня мы с вами убедились, что конструктор может быть нашим верным помощником в развитии ребенка во всех образовательных областях. Конструирование способствует всестороннему развитию ребенка.
Но прежде чем вы поставите блок на место согласно схеме, назовите, что бы вы хотели всегда видеть в детском саду. Я начну, у меня фундамент. Я хочу, чтобы в детском саду жила любовь, она фундамент любого детского сада. Пусть все, что вы пожелали сегодня живет и в этом детском саду, и в нашем детском саду и во всех детских садах района.