Вера Садилина
Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы «Морское путешествие «Почемучек»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность занятия.
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен, для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и стать активным участником образовательного процесса.
Приоритетные ОО: речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: формировать представлениядетей о подводном мире и его обитателях.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о представителях морского дна, об их внешнем виде;
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы „Морское путешествие „Почемучек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- используя наглядные материалы, формировать у детей умения принимать активное речевое участие в диалоге на общую тему «Подводное царство»;
- формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции воспитателя;
- продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание художественного произведения;
- формировать умение делать выводы и умозаключения.
Развивающие :
- активизировать умственные и речевые способности детей;
- продолжать развивать у детей умение отвечать на вопросы чётко, громко, полным ответом;
- обогащать активный словарь по заданной теме;
-активизировать в речи детей относительные прилагательные;
- развивать коммуникативные умения детей через выполнение заданий в группе;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к подводному миру и его обитателям;
-способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
- воспитывать интерес к познанию.
Словарная работа:морская почта, пират, сундук, сокровища, дельфин, акула, медуза, краб, морской конёк, черепаха, медуза, морская звезда, осьминог, синее, бескрайнее, солёное, волнистое, манящее, опасное, хищная, дрессированные, красно – белая, золотая рыбка,морское дно, ракушки, жемчуг.
Методические приё мы:
наглядный, словесный, практический.
Материально – технический ресурс:
для воспитателя: экран, ноутбук, аудиозапись шум моря, презентация.
для детей : 2 клубочка (маленький и большой, ткань голубого цвета,
бутылка с письмом, демонстрационные картинки с изображением подводного мира и его обитателей, акулы, дельфинов, морской звезды; шарики серебристые,
массажёрысу-джок, корзинка, индивидуальные подушечки, тарелочки, сердечки красного и синего цвета.
Предварительная работа.
Беседы о море, морских обитателях, подводном мире; рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов; чтение познавательной литературы, дидактические речевые игры «Угадай и назови ласково», «Чей силуэт?» «Скажи наоборот», «Что лишнее?», «Назови морского обитателя» тематическое рисование и раскрашивание.
Ход ОД.
1. Введение вОД (мотивация детей).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть
(Дети встают в круг вместе с воспитателем.)
- Ребята, вот и настал новый день! А каждый день надо начинать с улыбки! Давайте улыбнёмся друг другу! Здорово! От ваших улыбок всё вокруг засветилось!
- Есть хорошая примета, по утрам говорить всем здравствуйте:
(Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и
выполняют соответствующие движения.)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень!
(Дети встают полукругом лицом к гостям.)
В. : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей!Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
В. : Молодцы, а какое у Вас сейчас настроение?
Дети: Хорошее, прекрасное, замечательное!
В. : У всех хорошее настроение. Прекрасно! Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение.
(Дети передают клубочек друг другу из рук в руки).
В. : Ребята, а давайте его теперь передадим нашим гостям, пусть они тоже поделятся своим хорошим настроением!
(Гости подменяют клубочек)
В. : Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы наши гости передали ему хорошее настроение, и он стал большим!
Сегодня нас ждут интересные игры и увлекательное путешествие! Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
2. Совместная постановка цели образовательной деятельности.
(Звучит аудиозапись шума моря.)
В. : Послушайте, что это? Что это так шумит?
Дети: Это шум моря! Так шумит море!
В. : Правильно, это шум моря!
Слайд 1 Изображение моря.
(Дети поворачиваются к экрану.)
Дети: Это море!
В. : Посмотрите и скажите, ребята, какое оно?
Дети: Синее, шумящее, красивое, бескрайнее, волшебное.
В. : Ещё оно манящее к себе. Так и хочется побывать там. Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в подводное царство. Согласны?
Дети: Да, согласны!
В. : Давайте возьмёмся за руки и произнесём такие слова!
(Дети вместе с воспитателем встают в круг берутся за руки и произносят.)
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво,
Громко и неторопливо,
Что вокруг мы видеть будем,
Всё запоминать мы будем!
В. : Молодцы, морские путешественники, готовы! Представьте, что мы с вами ныряем в морскую волну! Закрываем глаза!
(Воспитатель накрывает детей «волной» - голубой ткань.)
В. :
1, 2, 3 — замрём,
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
(Снимает покрывало.)
3. Актуализация знаний детей.
Слайд 2 Изображение морского дна.
В. :Вот мы с вами и на морском дне!
- Дети, посмотрите, как тут красиво и интересно! Ой, смотрите, что это?
(Находит бутылку.)
Дети: Это бутылка!
В. : Интересно, что же в ней может быть? Давайте посмотрим!
- Это морская почта, ребята!Давайте посмотрим, что же здесь? Здесь письмо!Кто же его написал, может кому – то нужна наша помощь?
Как вы думаете, кто его мог прислать письмо в бутылке?
(Выслушиваются ответы детей и их предположения.)
- А мы сейчас точно узнаем!Интересно посмотреть, что же в нём написано. Давайте сделаем это вместе!
(Воспитатель открывает письмо.)
Слайд 3 Письмо Пирата.
Это письмо от старого пирата! Он пишет: «Я — бесстрашный пират! Всю жизнь я собирал сокровища, потом сложил их в сундук и надёжно спрятал на необитаемом острове! Прошло уже много лет, и я забыл, где я зарыл свой сундук. Помогите мне его отыскать! Только отважные и смекалистые ребята найдут сундук с сокровищами!»
В. :Ребята, какое интересное и опасное приключение нам предлагает пират! Поможем старому пирату?
Дети: Поможем, конечно!
В. : Ребята, вы готовы отправиться на поиски сундука с сокровищами? Сделаем доброе дело!
Дети: Да, готовы!
В. :Тогда поплыли за мной. Руки в стороны ш-ш-ш (изображаем звук волны).
- Ой, ребята, смотрите, ракушка, что же там в ней?
- Это первое препятствие на нашем пути!
- Ребятки, отгадки на загадки вам нужно найти!
Слад 4 Изображение морских обитателей.
-В. : Ребята, смотрите, сколько морских обитателей! Угадать и найти изображение морского обитателя на слайде! Слушаем внимательно!
Загадки.
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть. (дельфин)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у неё и пузо.
Как зовут её? (медуза)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конёк)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
В. : Молодцы, ребята! С первым заданием мы справились! Поплыли дальше!
Ой, смотрите, ещё ракушка! Тут картинки!
(Дети вместе с воспитателем у доски с демонстрационными картинками.)
Коммуникативная игра «Подбери нужные слова».
В. : Ребята, вам необходимо внимательно посмотреть на изображения и подобрать к ним слова – признаки! Ответить на вопросы: какой, какая, какое?.
1. Подводное царство (какое оно) – тёмное, бескрайнее, глубокое, интересное…
2. Акула (какая она) - Быстрая, зубастая, хищная, кровожадная, подводная, смелая, гигантская…
3. Дельфины (какие они) - маленькие и большие, весёлые, дрессированные, дружелюбные, умные, ручные, игривые…
4. Морская звезда (какая она) – красивая, пятиконечная, красно – белая, хищная, опасная…
5. Осьминог (какой он) - страшный, толстый, раздражённый, противный, разноцветный, восьминогий, грозный, гигантский…
В. : Молодцы! Мы преодолели и это препятствие на пути к сокровищам!
(Воспитатель рассыпает белые шарики.)
В. : Ой, сморите, что это? Как вы думаете?
Дети: Эти шарики похожи на жемчужины. Это жемчуг!
В. : Все согласны? Да, молодцы, догадались! А теперь давайте их соберём в раковину!
(Дети собирают шарики в корзину и встают в круг).
В. : А вот эту жемчужину, ребята, вы и не заметили!
Речевая игра «Морские слова».
В. : Ребята, вам надо подумать и назвать слова, связанные с морем, подводным миром, передавая друг другу вот эту жемчужину (шарик су – джок)! Отвечаем громко и чётко! Можно называть и слова – предметы, и слова – признаки, и слова – действия!
Дети: Корабль, подводная лодка, скат, кит, акула, вода, песок, дно, плыву, ныряю, солёная…
В. : Молодцы, ребята! Дружно выполнили и это задание! Отдохнули? Поплыли дальше! Держимся за штурвал и крутим его все вместе!
(Дети стоят в кругу.)
Физкультминутка
На кораблике своём (крутят руками штурвал)
Дружно по морю плывём.
Здесь волна и там волна, (смотрят вдаль в «бинокль»)
Не нужна нам тишина. (топают ногами)
Много умненьких ребят (повороты вправо и влево)
Всем помочь они хотят (хлопают в ладоши).
В. : Мы, я думаю уже очень близко к сокровищам старого пирата! Мы же хотим ему помочь! Смотрите, а вот и последняя ракушка с заданием!
(Дети садятся на индивидуальные подушечки).
В. : Ребят вам надо внимательно послушать экологическую сказку и ответить на вопросы!
Слайды 5 – 8 Изображения – золотая рыбка, Медуза, Краб, Морская черепаха.
«Сказка о том, как Золотая Рыбка спасла море».
В подводном Царстве Сине-Зелёном Государстве жила-была Золотая Рыбка. Она была очень весёлая, такая затейница, что и представить трудно! То надумает играть с солнечным лучом, то из морских камешков вздумает разноцветные пирамидки складывать… Никогда не скучала.
И были у Золотой Рыбки друзья - Медуза, Краб и Черепаха.
Все они очень любили свой дом – море. Ведь на дне морском у них было так много всего интересного: розовые и ярко-красные кораллы росли повсюду, как будто диковинные деревья, перламутровые раковинки лежали там и тут, сберегая свои прекрасные жемчужины. Один раз в году все раковинки раскрывали свои створки и показывали подводному миру своё богатство - жемчуг, а после этого, наслушавшись восторженных возгласов зрителей, раковинки снова прятали жемчужины в свои перламутровые сундучки на целый год.
Но однажды утром с обитателями Подводного Царства случилась большая беда. Морские жители наслаждались прекрасным летним утром, когда на дно морское легла огромная тень.
Медуза:
-Что такое? Что случилось?
Краб:
-Это проплывает над нами нефтяной танкер.
Черепаха:
-Ой, Крабик, какой ты умный! А что такое танкер? И почему он называется «нефтяной»?
Краб:
-А это судно такое, которое нефть перевозит из одного места в другое.
Медуза:
-Ах вот оно что… Ну а что это из него вытекает и расплывается чёрным пятном, закрывая от нас небо и солнышко?
Краб:
-Ой, какой ужас, а ведь это утечка на судне, то есть где-то образовалось отверстие - дыра, откуда вытекает нефть. Скоро мы все погибнем!
Черепаха:
-Не шути так, Краб!
Краб:
-Да я и не шучу, нефть очень маслянистая, она жирной плёнкой закроет
поверхность воды, и воздух перестанет поступать к нам в воду. И мы все задохнёмся!
Медуза:
-Что? Что же нам делать?
Краб:
-Я не знаю…
Черепаха:
-Зато знаю я! На другом краю моря есть Розовая раковинка. В ней живут волшебные бактерии – крошечные существа, которые могут съесть нефтяное пятно. Для них это настоящее лакомство! И вот ещё что – сегодня как раз тот день, когда все морские раковины раскрывают свои створки!
Золотая Рыбка:
-Я сейчас же поплыву за Розовой раковинкой, ведь я плаваю быстрее всех вас! И мы спасём наш дом – море!
И отважная Золотая Рыбка отправилась в путь-дорогу, она с большим трудом отыскала ту самую заветную Розовую раковину и принесла её домой!
Горемычные друзья уже были еле живы… Они хватали крошечными ротиками воздух и чувствовали себя совсем скверно. Розовая жемчужина выпустила бактерии в воду и те живо расправились с противным нефтяным пятном! Снова засияло солнышко, и жителям подводного Царства стали видны даже облака в синем небе! Все вздохнули свободно!
А Золотая Рыбка радовалась больше всех, ведь она помогла спасти от гибели свой такой прекрасный и такой любимый подводный мир!
В. : Ребята, вам понравилась сказка?
- Как сказка называется?
- Главная героиня сказки?
- Как зовут друзей Золотой рыбки?
- Кто из героев понравился больше всего? Почему?
- Что произошло в море?
- Почему едва не погибли морские жители?
- Кто виноват в возникшей проблеме?
- Как вы считаете, правильно поступила Золотая рыбка?
- А вы как бы поступили?
Дети: Золотая рыбка сделала доброе дело!
В. :Ребята, мы с вами знаем много пословиц и поговорок о добре! Давайте их вспомним!
Речевая игра «Доскажи словечко».
- Добрые слова лучше мягкого пирога!
- Доброе слово лечит, а худое калечит.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Про доброе дело говори смело.
- Сделаешь добро – добро найдёшь.
- Добрые дела красят человека.
- Добрые дела, дороже денег.
- Где есть добро, там исчезает зло!
В. : Молодцы! Дружно отвечали! Мы с вами тоже сегодня сделали доброе дело для старого пирата! Выполнили все задания, преодолели все препятствия! Посмотрите, что это плывёт на нас?
Дети:Это, кажется сундук.
В. : Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри?
(Дети подходят к экрану.)
- Смотрите, а вот и сундук с сокровищами!
Слайд 9 Изображение сундука с сокровищами.
В. : А вот эти жемчужины пират нам дарит!
Итог:
В. : Вот наше путешествие подошло к концу! И нам уже пора возвращаться в детский сад! Закрываем глазки и ныряем в волну!
(Воспитатель накрывает детей тканью).
1, 2, 3, 4, 5 – в детском садике опять!
Вот мы снова в нашей старшей группе! Скажите, где мы с вами сегодня побывали? Что интересного увидели? Что вам запомнилось больше всего? Какое из заданий для вас показалось самым сложным? А какое задание, самым лёгким? Какое доброе дело мы совершили? А Золотая рыбка? Вы молодцы, я вами очень довольна! Вы были внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями и помогли старому пирату!
Рефлексия.
Перед вами две тарелочки: в одной лежат синие сердечки, а в другой красные! Если вам понравилось наше сегодняшнее занятие – возьмите красное сердце. А если не понравилось – возьмите – синее!
И гостям предложим выбрать сердечки!