ирина храмова
Конспект итоговой НОД по речевому и познавательному развитию «Путешествие за весенним сюрпризом» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: закрепление и обобщение знаний детей 5-6 лет по ознакомлению с природным миром.
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели; частей суток; умения употреблять обобщающие слова;
-Закреплять знания о птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц;
-Закреплять знания о цветах;
-Упражнять использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей;
-Продолжать формировать навыки по согласованию имен существительных с прилагательными.
Публикация «Конспект итоговой НОД по речевому и познавательному развитию „Путешествие за весенним сюрпризом“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие :
-Развивать логическое мышление – учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и последовательность явлений о перелётных птицах, деревьях, животных, насекомых, цветах в весенний период;
-Расширять словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх;
-Развивать умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями, развивать диалогическую речь;
- Совершенствовать умение составлять связный последовательный рассказ о весне;
-Развивать логическое мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
Воспитательные:
-Формировать уважительные, дружеские отношения друг к другу, взаимопомощь;
- Создавать положительный эмоциональный фон;
- Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе весной на прогулках; беседа; загадывание загадок о весне и животных; описательные рассказы по картинам.
Методы и приё мы:
Словесный: художественное слово; рассказ педагога; беседа; загадывание и отгадывание загадок; рассказы детей.
Наглядный: рассматривание картин.
Практический: упражнение, наблюдение.
Игровой: дидактическая игра; сюрпризный момент; выполнение воспитателем игровых действий; создание игровой ситуации.
Оборудование: воздушный шар, конверты, мольберт, разрезная картинка Феи Знаний, корзинка с мячиками, картинки о весне, картинки с перелётными и зимующими птицами, картинка с цветочным лугом, предметные картинки по теме «Цветы».
Ход НОД
Воспитатель: Сядьте прямо, закройте глазки. Ярко светит солнце. Его лучики проникают к вам в сердце. Сердца наполняются теплом и радостью. Желаю вам сохранить это тепло на протяжении всего занятия. Открыли глазки.
- Это занятие не совсем обычное, так как у нас сегодня гости. Принимать гостей всегда очень приятно. Посмотрите на это солнышко, улыбнитесь так, как оно улыбается, посмотрите на гостей, улыбнитесь им и с хорошим настроением начнём работать.
Воспитатель читает письмо, прилетевшее в зал на воздушном шаре.
- Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем, и тогда может быть, узнаем от кого оно. (Дети стоя собирают картинки, на картинке изображена волшебная фея).
-Всё ясно, значит, письмо нам прислала Фея Знаний. Ребята, проходите, садитесь на стульчики. Теперь мы можем с вами прочесть письмо. (Читаю письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас с окончанием учебного года. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания».
Воспитатель: Вы готовы к путешествию?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Тогда удачи. Даю подсказку: «Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка».
Воспитатель: Ну что ребята начнем выполнять задания Феи?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Достаём мячик, смотрим какая там цифра и находим соответствующий конверт.
Разминка «Вопрос-ответ»
Воспитатель: Итак, первое задание – разминка. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько углов у треугольника?
-У какого дерева ствол белый?
- Как называется дом муравьев?
- В какой стране мы живём?
- Сейчас утро или вечер?
- Какие еще части суток вы знаете?
- Как называется наша планета?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята. Берем следующий мячик.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Воспитатель: Итак, первое задание «Назови одним словом».
-Участок земли, где растаял снег?
- Цветок, растущий из-под снега?
-Март, апрель, май?
- Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это?
-Домик для скворцов?
-Тает снег, с крыш капает?
- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это?
-Берёза, дуб, сосна, рябина, клён?
-Ландыш, тюльпан, одуванчик, подснежник?
Дети: Ответы детей.
Дидактическая игра «Назови времена года по приметам».
Воспитатель: Следующее задание «Назови время года по приметам».
-Идет дождь, дует ветер, поспели овощи, опадают листья.
Дети: Ответы детей
-Снегирь, снегопад, сугробы, лыжи, санки.
Дети: Ответы детей
-Солнце ярко светит, цветы, купаться.
Дети: Ответы детей
-Оттепель, капель, проталинки, мать - и - мачеха, лужи, верба.
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Ребята, что-то стало жарко. Хочется пить. Фея знаний предлагает нам приготовить сок из фруктов.
Дидактическая игра «Фруктовый сок».
сок из бананов (какой) …
из яблок…
из апельсинов…
из вишни…
из мандаринов …
из помидоров… (томатный)
Скажите, какой сок лишний? Почему? (Томатный)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. /плавное покачивание поднятыми вверх руками/
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. /встряхивание рук перед собой/
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. /горизонтальные, одновременные движения руками
вправо – влево/
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза) /присесть на корточки и сложить руки за спину/
Воспитатель: Ребята, мы и очутились на красивой полянке. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картинах?
Дети: Ответы детей
- Что весной происходит с природой?
- Что происходит весной с деревьями?
- Какие птицы первыми прилетают к нам из тёплых стран?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно, ребята. Весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку.
Дидактическая игра «Цветочная поляна».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы очутились на новой полянке. Здесь много цветов. Скажите мне, как называются цветы, которые растут в поле?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Как называются цветы, которые растут в саду, на клумбах?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Перед вами картинки с цветами, вам нужно разделить цветы на: полевые, садовые.
Воспитатель: Молодцы, а как ещё называют цветы, которые растут ранней весной?
Дети: Ответы детей
Игра «Зимующие и перелётные птицы».
Воспитатель: Ребята, Фея Знаний хочет узнать, каких вы знаете птиц. Скажите, как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? Назовите мне перелётных птиц.
- А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? Назовите их.
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.
1. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица. (Грач)
2. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
3. Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата. (Синица)
4. Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
6. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Ворона)
7. На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Воспитатель: Фея Знаний предлагает нам поиграть в игру, какая птица лишняя и почему. (воспитатель выставляет по три картинку на мольберт)
Воспитатель: Ребята, вот и прошли мы все испытания, закончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте посмотрим, всё ли из корзины мы достали? (один ребёнок находит на дне корзины цветной круг, на нём написано место нахождения клада).
«Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, нужно сделать 2шага вперёд, 3 шага вправо, 2 шага вперед.
С наилучшими пожеланиями. Фея Знаний»
Дети находят клад. (Там лежат раскраски цветов, птиц).
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами обратно. Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?
Дети: Ответы детей
- Какое из заданий вам показалось самым сложным? А какое задание самым легким? Что вам понравилось больше всего?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились
Список использованной литературы
1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! (+ CD) / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 496 c.
2. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 c.
3. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
4. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
5. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.