Получи документы

Конспект НОД для детей старшей группы по речевому развитию «Путешествие к зайцу на день рождения»

Елена Фахретдинова
Конспект НОД для детей старшей группы по речевому развитию «Путешествие к зайцу на день рождения»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Интегрированные задачи.

Образовательные: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, определении первого звука в слове;

совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках;

упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением;

Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по речевому развитию „Путешествие к зайцу на день рождения“» размещена в разделах

продолжить знакомство детей с многозначными словами; упражнять детей в суффиксальном образовании слов; закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; умение рассматривать картину и определять характерные детали.

Развивающие : Развивать внимание, речь, память, любознательность, двигательную активность, логическое мышление, игровую деятельность детей.

Воспитательные: Воспитывать умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкальная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение худ. литературы, разучивание чистоговорок, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Определи звук в слове», индивидуальная работа.

Оборудование: Листья, вырезанные из бумаги со словами; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, кочки для «болота», игрушка-медведь, картины с изображением болота.

Ожидаемые результаты: ребёнок активно играет в игры, участвует в рассматривании картины, отвечает на вопросы педагога.

Формы организации:

• сюрпризный момент;

• произношение чистоговорки;

• разбор слов по слогам;

дидактическая игра: «Скажи наоборот»;

• составление рассказов;

• физминутка «Звериная зарядка»;

• рассматривание сюжетных картин;

• дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

• рассматривание предметов посуды;

• чаепитие;

итог.

Ход НОД.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе

Дети: Давайте!

(открываем письмо)

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

Воспитатель: Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.

Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:

«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться».

Произношение чистоговорки.

Воспитатель: Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Дети:

Ла-ла-ла – белочка спала;

Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

ля-ля-ля – вот моя земля;

ли-ли-ли – мы козу пасли;

лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Воспитатель: Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, и в лесу волшебном очутись.

Разбор слов по слогам.

Воспитатель: Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: вся в листьях. А листья-то непростые, а со словами. Давайте определим первый звук в слове, и количество слогов.

(Дети разбирают слова)

Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/. Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

( Дети играют в дидактическую игру: «Скажи наоборот»)

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

Составление рассказов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.

- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».

Дети: У ёлочки короткие зелёные иголочки. Они пахнут хвоей, довольно острые на ощупь.

Дети: У мухомора есть тонкая ножка. На ножке гриба юбочка и красная шляпка с пятнышками.

Воспитатель: Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки.

Дети: Нет!

Воспитатель: А какие вы еще иголки знаете?

Дети: У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.

Воспитатель: А какие ножки вы знаете?

Дети: У детей, у стола, стула, кресла.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?

Физминутка «Звериная зарядка»

Воспитатель: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.

- Оказывается, она поможет перебраться, если мы выполним ее задание.

Рассматривание сюжетных картин.

Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится.

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Воспитатель: Медведь/какой?/

Дети: Сильный, смелый, бурый, травоядный, ленивый, мохнатый.

Воспитатель: Медведь что делает?

Дети: Спит в берлоге, собирает малину, питается мёдом.

Воспитатель: А гости на дне рождения /что делают?/

Дети: Веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вот и сундучок! Давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

Рассматривание предметов посуды.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей.

Дети: Да!

Воспитатель: Интересно, куда Зайчик положит хлеб? Как называется посуда для хлеба?

Дети: Хлебница.

Воспитатель: Для сахара?

Дети: Cахарница.

Воспитатель: Для конфет?

Дети: Конфетница.

Воспитатель: Для салата?

Дети: Салатница.

Воспитатель: Для салфеток?

Дети: Салфетница.

Воспитатель: Для масла?

Дети: Масленка.

Воспитатель: Для соли?

Дети: Солонка.

Воспитатель: Молодцы! Справились с очередной задачей. Мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.

- А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.

/проводится чаепитие/

Занятие «Мы едем, едем, едем…» по теме «Транспорт»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепить знания детей о транспорте, ПДД, профессиях на транспорте; уточнить и расширить словарь по теме (транспорт, наземный, подземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой; светофор, шофер, водитель, летчик, капитан, машинист, работать, водить, управлять, внимательный, трудный, ответственный, уточнить детали транспорта; закрепить умениесоставлять загадки-описания по схеме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных от существительных, приставочных глаголов; употребление предложно-падежных конструкций, образование сложных слов); продолжить работу над автоматизацией поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную и диалогическую речь, зрительное восприятие и внимания, слуховое внимание, речевой слух, звуковую сторону речи, тонкую и общую моторику. Развивать силу голоса и речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: фуражка для машиниста, свисток, магнитофон, запись песни «Голубой вагон», карта, демонстрационный материал — картинки с изображением транспорта; пособие «Веселый поезд», картина «Транспорт», карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны, игра «Что перепутал Незнайка?», макет: гараж, машина, мост; мяч, Веселые человечки.

Ход занятия

1. Организационный момент. На доске картинки по теме «Транспорт».

-Здравствуйте, ребята. Стук в дверь. В кабинет приходит почтальон и приносит письмо. Логопед читает письмо. “Здравствуйте, дети! Мы, Веселые человечки, приглашаем вас к себе в гости. Мы хотели бы с вами познакомиться. Живем мы далеко и до нас пешком не дойти”.

Логопед. Дети, а вы хотите в гости к Веселым человечкам?

Ждут нас в гости человечки К ним мы собираемся. Выбирайте себе транспорт В гости отправляемся.

-На чём можно поехать в гости?

«Я поеду». Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.

Я поеду на грузовике.

Я поеду на троллейбусе.

Я поеду на трамвае.

Я поплыву на корабле.

Я полечу на ракете.

Я полечу на вертолете.

Минуточку внимания

Вам задание.

На картинки посмотрите

Одним словом назовите. (Транспорт)

Кто загадку отгадает

На чем поедем мы, узнает.

Бежит конь вороной,

Вагоны тащит за собой. (Поезд)

-Мы поедем в гости к Веселым человечкам на поезде. Логопед показывает карту поездки.

- А кто управляет поездом? (Машинист).

- Сейчас мы узнаем, кто будет машинистом (Дети, чтобы выбрать машиниста, становятся полукругом и ребенок считает).

Начинаем мы считать,

Машиниста выбирать.

Один, два, три -

Машинистом будешь – ты!

- Вот и выбрали машиниста, а чтобы все знали, что он машинист, наденем ему фуражку. У меня свисток, я – проводник! Приглашаю всех занять места в поезде.

II. Основная часть. Путешествие на поезде.

Ну-ка, машинист, вставай

И вагоны подцепляй. Дети встают друг за другом «паровозиком».

Поезд подает сигнал — Он стоять уже устал. Набирает поезд ход, Свою песенку поет.

1. Упражнение «Паровозы гудят» Дети становятся паровозиком и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно всё тише. Опустив руки, замолкают.

Уууууууууу

2. Подвижная игра «Поезд».

Все мы в поезд дружно сели

И в окошко посмотрели. Повороты головой в стороны

Машинист педаль нажал

И наш поезд побежал. Дети бегут 1 круг.

Машинист руками делает круговые движения вперёд-назад, вагоны руки на плечи.

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики веселые Останавливаются около стульчиков. Массаж спины.

Бегут, бегут, бегут. Постукивание кулачками по спине друг другу

А круглые колёсики Похлопывание ладошками

Всё тук, да тук, да тук.

Под музыку продолжают движение «паровозиком» к стульчикам под музыку «Голубой вагон».

3. В городе Веселых человечков.

Поезд к станции подходит

И Незнайка к нам выходит. Картинка Незнайки

Он про транспорт мало знает

И у вас спросить желает.

Вы Незнайке помогите

Какой бывает транспорт расскажите. (Воздушный, водный, наземный, пассажирский, грузовой)

Очень много мы узнали,

Разный транспорт называли.

Будь внимательным, смотри-

Проезжай, лети, плыви.

Вы под стулья загляните

И по два флажка возьмите.

4. Игра «Проезжай, лети, плыви».

Дети берут в руки флажки: красный в правую руку, зеленый - в левую. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай, лети, плыви», а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети-регулировщики говорят «стой» и показывают красный флажок.

Самолет, пароход, велосипед, лошадь, верблюд, машина, пони, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик, электричка и др.

Флажки под стулья уберите

И на меня все посмотрите.

Всем нам нужно угадать

Кто чем может управлять.

5. Игра «Найди пару. Кто чем управляет?»

-Девочки возьмите по 1 картинке с изображением транспорта, а мальчики с профессиями, и подойдите к транспорту, которым они управляют.

Летчик управляет самолетом.

Водитель управляет автобусом.

Капитан управляет кораблем.

Машинист управляет поездом.

- Любым видом транспорта управляет человек.

- Шофер, водитель, машинист. Какая у них работа? Трудная, нужная, опасная, полезная, интересная, ответственная работа.

6. Игра «Что перепутал Карандаш?»

- Карандаш очень рад, что мы приехали к нему в гости. Он нарисовал для нас

Ошибки в рисунке найдите

Карандашу их назовите.

-Что перепутал Карандаш?

Правило светофора знайте

И всегда соблюдайте.

Если свет зажегся красный,

Значит двигаться опасно.

Желтый свет— предупрежденье.

Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт».

7. Физминутка «Красный, жёлтый, зеленый»

Логопед показывает детям поочерёдно, то красный, то желтый, то зелёный сигнал светофора. Дети на красный стоят, на желтый хлопают в ладоши, на зеленый топают ногами.

Самоделкин нас встречает

И игру нам предлагает.

Слово составляй из двух

Говори его всем вслух.

8. Упражнение "Составь одно слово из двух"

- Самоделкину дали такое имя, потому что он все «сам делает». Назовите одним словом транспорт который: Сам летает- самолет.

Сам катит- самокат

Сам сваливает- самосвал.

Вертеть, летать- вертолет. Возит молоко — молоковоз. Возит воду —водовоз.

9. Дидактическая игра «Составь рассказ» Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост. Дети дополняют предложение.

Однажды Самоделкин на своей машине решил отправиться в соседний город. Он сел в машину, завел мотор. И машина из гаража (что сделала). (выехала). Машина гараж. (объехала) и по дороге. (поехала). Дорога свернула к реке. А вот и мост. Машина реку. (переехала) и за город. (уехала).

Самоделкин про транспорт все знает,

И ваши знания проверить желает.

"Из чего - какой?" смотрите, картинка грузовика

Мяч ловите - говорите!

10. Упражнение "Из чего - какой?" (игра с мячом) :

Дверь из металла (какая) - металлическая дверь.

Руль из пластмассы (какой) -.

Сиденье, обшитое кожей (какое) -.

Колесо из резины (какое) -.

кабина из железа —. ,

кузов из дерева —. ,

окно из стекла —. .

11. Составление загадок по схеме. (2-3 человека)

Буратино к нам идет

Схему интересную несёт.

Все на схему посмотрите

И загадку сочините.

Буратино и другие ребята попробуют отгадать.

• Какой вид транспорта? (воздушный, водный, наземный)

• Из каких частей состоит? (назвать детали)

• Кто им управляет?

• Назначение данного транспорта? (пассажирский или грузовой транспорт)

Описывая предмет, необходимо выделить отличительную черту, по которой можно легче угадать его.

Загадка об автобусе

Это наземный транспорт. У этого транспорта есть кабина, салон, колеса, руль, фары, двери. Он везет пассажиров. Управляет им водитель.

Человечки хором говорят,

Что за встречу вас благодарят.

Им очень понравилось с вами играть,

Но время пришло в детский сад уезжать.

Ну-ка, машинист, вставай

И вагоны подцепляй. Дети встают друг за другом «паровозиком».

12. Подвижная игра «Поезд».

Все мы в поезд дружно сели

И в окошко посмотрели. Повороты головой в стороны

Машинист педаль нажал

И наш поезд побежал. Дети бегут 1 круг.

Машинист руками делает круговые движения вперёд-назад, вагоны руки на плечи.

Ехал, ехал паровоз - Деток в садик он привёз. Поезд возвращается в детский сад.

III. Окончание занятия. Подведение итогов. Карта путешествия

На картинку дружно посмотрите,

Пальчиком в воздухе путь обведите.

- Вспомните, с кем встречались и в какие игры с Веселыми человечками вам больше всего понравились играть. Ответы детей

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательно-речевому развитию для детей разновозрастной группы «Путешествие в зимний лес» Интегрированная НОД (познавательно — речевое развитие дошкольников) для детей разновозрастной группы среднего и старшего возраста по формированию.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Картина для мамы» для старшей группыКонспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Картина для мамы» для старшей группы Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Какой сегодня прекрасный день! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наши сердца наполнились любовью друг.

Конспект НОД по развитию речи у детей второй младшей группы «День рождения Зайки» Конспект НОД по развитию речи у детей II младшей группы «День Рождения Зайки». МБДОУ № 19 «Малышка» города Брянска Воспитатель: Пашкова.

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Составление рассказа по фотографии «Я и моя семья» Задачи: • Связная речь: Продолжать учить детей составлять небольшой описательный рассказ; закреплять представления детей о семье, родственных.

Конспект НОД по речевому развитию «Звуковая змейка» для детей старшей группыКонспект НОД по речевому развитию «Звуковая змейка» для детей старшей группы Дидактическое пособие «Звуковая змейка Образовательная область: речевое развитие Возрастная категория 5-6 лет Цели: Закрепление правильного.

Конспект по коми этнокультурному воспитанию в первой младшей группе «Путешествие на день рождения к зайцу Кӧч» Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе по теме «Путешествие на день рождения к зайцу КЧ». Цель: Развитие познавательного.

Конспект занятия по речевому развитию «У ёжика день рождения» Открытое занятие по "Речевому развитию" в младшей группе по ФГОС «У ёжика День рождения» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе.

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы «Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот — ворюга» Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга». Цель: Познакомить детей с.

Досуг по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказке»Досуг по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказке» «Путешествие по сказкам» Подготовила Димитриева (Васильева) Оксана Валерьевна и Вагапова Ольга Валентиновна Досуг по речевому развитию.

Видео «Совместная деятельность детей старшей группы «День рождения Бабы Яги» Цель: совершенствование практических навыков дошкольников в создании композиции, используя разные техники и материалы. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшей группы по речевому развитию «Путешествие к зайцу на день рождения»
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 16:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по речевому развитию «Путешествие к зайцу на день рождения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фахретдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД