Елена Фахретдинова
Конспект НОД для детей старшей группы по речевому развитию «Путешествие к зайцу на день рождения»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Интегрированные задачи.
Образовательные: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, определении первого звука в слове;
совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках;
упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением;
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по речевому развитию „Путешествие к зайцу на день рождения“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
продолжить знакомство детей с многозначными словами; упражнять детей в суффиксальном образовании слов; закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; умение рассматривать картину и определять характерные детали.
Развивающие : Развивать внимание, речь, память, любознательность, двигательную активность, логическое мышление, игровую деятельность детей.
Воспитательные: Воспитывать умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкальная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение худ. литературы, разучивание чистоговорок, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Определи звук в слове», индивидуальная работа.
Оборудование: Листья, вырезанные из бумаги со словами; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, кочки для «болота», игрушка-медведь, картины с изображением болота.
Ожидаемые результаты: ребёнок активно играет в игры, участвует в рассматривании картины, отвечает на вопросы педагога.
Формы организации:
• сюрпризный момент;
• произношение чистоговорки;
• разбор слов по слогам;
• дидактическая игра: «Скажи наоборот»;
• составление рассказов;
• физминутка «Звериная зарядка»;
• рассматривание сюжетных картин;
• дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
• рассматривание предметов посуды;
• чаепитие;
итог.
Ход НОД.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе
Дети: Давайте!
(открываем письмо)
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».
Воспитатель: Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться».
Произношение чистоговорки.
Воспитатель: Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Дети:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Воспитатель: Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, и в лесу волшебном очутись.
Разбор слов по слогам.
Воспитатель: Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: вся в листьях. А листья-то непростые, а со словами. Давайте определим первый звук в слове, и количество слогов.
(Дети разбирают слова)
Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/. Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
( Дети играют в дидактическую игру: «Скажи наоборот»)
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
Составление рассказов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
Дети: У ёлочки короткие зелёные иголочки. Они пахнут хвоей, довольно острые на ощупь.
Дети: У мухомора есть тонкая ножка. На ножке гриба юбочка и красная шляпка с пятнышками.
Воспитатель: Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки.
Дети: Нет!
Воспитатель: А какие вы еще иголки знаете?
Дети: У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.
Воспитатель: А какие ножки вы знаете?
Дети: У детей, у стола, стула, кресла.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физминутка «Звериная зарядка»
Воспитатель: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она поможет перебраться, если мы выполним ее задание.
Рассматривание сюжетных картин.
Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится.
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Воспитатель: Медведь/какой?/
Дети: Сильный, смелый, бурый, травоядный, ленивый, мохнатый.
Воспитатель: Медведь что делает?
Дети: Спит в берлоге, собирает малину, питается мёдом.
Воспитатель: А гости на дне рождения /что делают?/
Дети: Веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.
Воспитатель: Ребята, а вот и сундучок! Давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.
Рассматривание предметов посуды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей.
Дети: Да!
Воспитатель: Интересно, куда Зайчик положит хлеб? Как называется посуда для хлеба?
Дети: Хлебница.
Воспитатель: Для сахара?
Дети: Cахарница.
Воспитатель: Для конфет?
Дети: Конфетница.
Воспитатель: Для салата?
Дети: Салатница.
Воспитатель: Для салфеток?
Дети: Салфетница.
Воспитатель: Для масла?
Дети: Масленка.
Воспитатель: Для соли?
Дети: Солонка.
Воспитатель: Молодцы! Справились с очередной задачей. Мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.
- А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.
/проводится чаепитие/
Занятие «Мы едем, едем, едем…» по теме «Транспорт»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить знания детей о транспорте, ПДД, профессиях на транспорте; уточнить и расширить словарь по теме (транспорт, наземный, подземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой; светофор, шофер, водитель, летчик, капитан, машинист, работать, водить, управлять, внимательный, трудный, ответственный, уточнить детали транспорта; закрепить умениесоставлять загадки-описания по схеме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных от существительных, приставочных глаголов; употребление предложно-падежных конструкций, образование сложных слов); продолжить работу над автоматизацией поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную и диалогическую речь, зрительное восприятие и внимания, слуховое внимание, речевой слух, звуковую сторону речи, тонкую и общую моторику. Развивать силу голоса и речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: фуражка для машиниста, свисток, магнитофон, запись песни «Голубой вагон», карта, демонстрационный материал — картинки с изображением транспорта; пособие «Веселый поезд», картина «Транспорт», карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны, игра «Что перепутал Незнайка?», макет: гараж, машина, мост; мяч, Веселые человечки.
Ход занятия
1. Организационный момент. На доске картинки по теме «Транспорт».
-Здравствуйте, ребята. Стук в дверь. В кабинет приходит почтальон и приносит письмо. Логопед читает письмо. “Здравствуйте, дети! Мы, Веселые человечки, приглашаем вас к себе в гости. Мы хотели бы с вами познакомиться. Живем мы далеко и до нас пешком не дойти”.
Логопед. Дети, а вы хотите в гости к Веселым человечкам?
Ждут нас в гости человечки К ним мы собираемся. Выбирайте себе транспорт В гости отправляемся.
-На чём можно поехать в гости?
«Я поеду». Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.
Я поеду на грузовике.
Я поеду на троллейбусе.
Я поеду на трамвае.
Я поплыву на корабле.
Я полечу на ракете.
Я полечу на вертолете.
Минуточку внимания
Вам задание.
На картинки посмотрите
Одним словом назовите. (Транспорт)
Кто загадку отгадает
На чем поедем мы, узнает.
Бежит конь вороной,
Вагоны тащит за собой. (Поезд)
-Мы поедем в гости к Веселым человечкам на поезде. Логопед показывает карту поездки.
- А кто управляет поездом? (Машинист).
- Сейчас мы узнаем, кто будет машинистом (Дети, чтобы выбрать машиниста, становятся полукругом и ребенок считает).
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Один, два, три -
Машинистом будешь – ты!
- Вот и выбрали машиниста, а чтобы все знали, что он машинист, наденем ему фуражку. У меня свисток, я – проводник! Приглашаю всех занять места в поезде.
II. Основная часть. Путешествие на поезде.
Ну-ка, машинист, вставай
И вагоны подцепляй. Дети встают друг за другом «паровозиком».
Поезд подает сигнал — Он стоять уже устал. Набирает поезд ход, Свою песенку поет.
1. Упражнение «Паровозы гудят» Дети становятся паровозиком и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно всё тише. Опустив руки, замолкают.
Уууууууууу
2. Подвижная игра «Поезд».
Все мы в поезд дружно сели
И в окошко посмотрели. Повороты головой в стороны
Машинист педаль нажал
И наш поезд побежал. Дети бегут 1 круг.
Машинист руками делает круговые движения вперёд-назад, вагоны руки на плечи.
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики веселые Останавливаются около стульчиков. Массаж спины.
Бегут, бегут, бегут. Постукивание кулачками по спине друг другу
А круглые колёсики Похлопывание ладошками
Всё тук, да тук, да тук.
Под музыку продолжают движение «паровозиком» к стульчикам под музыку «Голубой вагон».
3. В городе Веселых человечков.
Поезд к станции подходит
И Незнайка к нам выходит. Картинка Незнайки
Он про транспорт мало знает
И у вас спросить желает.
Вы Незнайке помогите
Какой бывает транспорт расскажите. (Воздушный, водный, наземный, пассажирский, грузовой)
Очень много мы узнали,
Разный транспорт называли.
Будь внимательным, смотри-
Проезжай, лети, плыви.
Вы под стулья загляните
И по два флажка возьмите.
4. Игра «Проезжай, лети, плыви».
Дети берут в руки флажки: красный в правую руку, зеленый - в левую. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай, лети, плыви», а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети-регулировщики говорят «стой» и показывают красный флажок.
Самолет, пароход, велосипед, лошадь, верблюд, машина, пони, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик, электричка и др.
Флажки под стулья уберите
И на меня все посмотрите.
Всем нам нужно угадать
Кто чем может управлять.
5. Игра «Найди пару. Кто чем управляет?»
-Девочки возьмите по 1 картинке с изображением транспорта, а мальчики с профессиями, и подойдите к транспорту, которым они управляют.
Летчик управляет самолетом.
Водитель управляет автобусом.
Капитан управляет кораблем.
Машинист управляет поездом.
- Любым видом транспорта управляет человек.
- Шофер, водитель, машинист. Какая у них работа? Трудная, нужная, опасная, полезная, интересная, ответственная работа.
6. Игра «Что перепутал Карандаш?»
- Карандаш очень рад, что мы приехали к нему в гости. Он нарисовал для нас
Ошибки в рисунке найдите
Карандашу их назовите.
-Что перепутал Карандаш?
Правило светофора знайте
И всегда соблюдайте.
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться опасно.
Желтый свет— предупрежденье.
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт».
7. Физминутка «Красный, жёлтый, зеленый»
Логопед показывает детям поочерёдно, то красный, то желтый, то зелёный сигнал светофора. Дети на красный стоят, на желтый хлопают в ладоши, на зеленый топают ногами.
Самоделкин нас встречает
И игру нам предлагает.
Слово составляй из двух
Говори его всем вслух.
8. Упражнение "Составь одно слово из двух"
- Самоделкину дали такое имя, потому что он все «сам делает». Назовите одним словом транспорт который: Сам летает- самолет.
Сам катит- самокат
Сам сваливает- самосвал.
Вертеть, летать- вертолет. Возит молоко — молоковоз. Возит воду —водовоз.
9. Дидактическая игра «Составь рассказ» Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост. Дети дополняют предложение.
Однажды Самоделкин на своей машине решил отправиться в соседний город. Он сел в машину, завел мотор. И машина из гаража (что сделала). (выехала). Машина гараж. (объехала) и по дороге. (поехала). Дорога свернула к реке. А вот и мост. Машина реку. (переехала) и за город. (уехала).
Самоделкин про транспорт все знает,
И ваши знания проверить желает.
"Из чего - какой?" смотрите, картинка грузовика
Мяч ловите - говорите!
10. Упражнение "Из чего - какой?" (игра с мячом) :
Дверь из металла (какая) - металлическая дверь.
Руль из пластмассы (какой) -.
Сиденье, обшитое кожей (какое) -.
Колесо из резины (какое) -.
кабина из железа —. ,
кузов из дерева —. ,
окно из стекла —. .
11. Составление загадок по схеме. (2-3 человека)
Буратино к нам идет
Схему интересную несёт.
Все на схему посмотрите
И загадку сочините.
Буратино и другие ребята попробуют отгадать.
• Какой вид транспорта? (воздушный, водный, наземный)
• Из каких частей состоит? (назвать детали)
• Кто им управляет?
• Назначение данного транспорта? (пассажирский или грузовой транспорт)
Описывая предмет, необходимо выделить отличительную черту, по которой можно легче угадать его.
Загадка об автобусе
Это наземный транспорт. У этого транспорта есть кабина, салон, колеса, руль, фары, двери. Он везет пассажиров. Управляет им водитель.
Человечки хором говорят,
Что за встречу вас благодарят.
Им очень понравилось с вами играть,
Но время пришло в детский сад уезжать.
Ну-ка, машинист, вставай
И вагоны подцепляй. Дети встают друг за другом «паровозиком».
12. Подвижная игра «Поезд».
Все мы в поезд дружно сели
И в окошко посмотрели. Повороты головой в стороны
Машинист педаль нажал
И наш поезд побежал. Дети бегут 1 круг.
Машинист руками делает круговые движения вперёд-назад, вагоны руки на плечи.
Ехал, ехал паровоз - Деток в садик он привёз. Поезд возвращается в детский сад.
III. Окончание занятия. Подведение итогов. Карта путешествия
На картинку дружно посмотрите,
Пальчиком в воздухе путь обведите.
- Вспомните, с кем встречались и в какие игры с Веселыми человечками вам больше всего понравились играть. Ответы детей