Елена Грюнвальд
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных квест-игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождение к презентации.
1. Визитная карточка.
Здравствуйте. Давайте познакомимся: я Грюнвальд Елена Сергеевна. Педагогический стаж составляет 12 лет, 10 из которых я работаю в МБДОУ «Детский сад №133».
2. Тема презентации.
Представляю вашему внимаю сообщение из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через актуализацию музыкальных квест-игр».
3. Условия формирования.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных квест-игр» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Музыкальные квесты для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства.
Одним из благоприятных периодов для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст. В этот период у детей уже достаточно развиты познавательная активность, впечатлительность, интуиция.
В музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей исследовалась С. В. Акишевым, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и другими учёными и музыкантами.
По мнению российского психолога, специалиста в области творчества и одаренности, Дианы Борисовны Богоявленской, развитие творческих способностей будет эффективным, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.
Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности (музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни, музыка на праздниках).
4. Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т. е. он должен обладать:
развитым воображением;
инициативностью;
самостоятельностью;
любознательностью.
Поэтому музыкальный руководитель, который проводит занятия в детском саду, может помочь развить у каждого ребёнка необходимые качества, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Но здесь я столкнулась с проблемой: насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем либо удивить и заинтересовать. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование психики и вовлечение его в самостоятельное творчество. Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде квест-игры. По моему мнению внедрение музыкальных квест-игр позволит развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
5. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Немного истории…
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Квесты чаще всего называют «бродилками», поскольку для достижения цели нужно ходить и что-то искать, решать какую-то головоломку в определенной ситуации для перехода на следующий этап. Квесты рассчитаны на широкую аудиторию всех возрастов:
• детские квесты
• квесты для взрослых,
• квесты, для совместных игр взрослых и детей.
Проанализировав различные литературные источники по данной теме, я отметила, что, как и любая педагогическая технология, квест имеет свою классификацию и принципы.
Причем принципы данной технологии соответствуют принципам ФГОС ДО, что, подчеркивает значимость и актуальность данной технологии для применения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. При подготовке и организации квест – игры необходимо четко соблюдать структуру построения квеста. Алгоритм организации и проведения квест – игры это своего рода сценарий, который должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:
1. Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
2. Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
3. Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
6. Цели и задачи квест-игр.
Цель квест-игры отвечает требования ФГОС ДО.
Музыкальные квесты помогают решить следующие задачи:
• Образовательные : Участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся.
• Развивающие : у детей в процессе игры происходит повыщение образовательной мотивации, развиваются творческие способности и индивидуальные положительные психологические качества, самореализация детей.
• Воспитательные: формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопомощь.
7. Виды квест-игр.
• Квесты по числу участников:
1. Одиночные,
2. Групповые.
• По продолжительности:
1. Кратковременные.
2. Долговременные.
• По содержанию:
1. Сюжетные.
2. Несюжетные
• По форме проведения:
1. Соревнования.
2. Проекты, исследования, эксперименты.
8. По структуре сюжетов:
1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
Я бы разделила квесты еще по месту проведения: можно устроить квест по всей территории детского сада или ограничиться музыкальным (физкультурным) залом.
9. Как проходят квесты в детском саду?
Ведущие мероприятия заранее подготавливают местность к игре. Желательно, чтобы дети об этом не знали.
1. Определить цели и задачи
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, расчитать количество организаторов и помощников.)
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект).
6. Подготовить задания, реквизит для игры
Так же при подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
10. Ведущая педагогическая идея.
Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий для развития творческих способностей ребенка, применяя при этом наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для успешного развития всех видов детской деятельности, в том числе и творчества. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна как для детей, так и для их родителей
11. Квест-игра требует хорошо продуманной РППС.
12. Видео-фрагменты работы с детьми
13. Музыкальная квест-игра «Юные следопыты»
14. Музыкальная квест-игра «Сфетофорик
15. Музыкальная квест игра «В поисках пропавшей песенки»
16. Источники