Елена Кранда
Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок в равной мере любит и петь, и рисовать, и лепить, и слушать музыку. В то же время в практике дошкольного воспитания наблюдается разрыв между видами искусства, единый эстетический цикл разделен на отдельные «предметы», занятия: музыку, изобразительную деятельность, лепку, хореографию.
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения; прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребенка. Ребенок начинает творить исходя из своего возраста, учится различным техникам рисования, которые пригодятся ему в дальнейшем при создании более взрослых и осознанных шедевров.
Синтез искусств позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств – альтернативная система обучения дошкольников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.
Интегрированный курс игровых ситуаций, который охватывает литературу, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого их них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии окружающего мира.
Рисунок ребёнка, являясь в целом адекватным отражением действительности, имеет свои особенности: конкретно-чувственная форма отражения связана с эмоциональным отношением к действительности. Использование музыкальных произведений в игровых ситуациях по изодеятельности, передача музыкального образа в движении, в мимике лица ребёнка, а затем в его вербальной характеристике образа, усиливает и эмоциональное отношение ребёнка к воспроизводимому сюжету и одновременно позволяет более осмыслено использовать им средства выразительности в передаче задуманного образа.
Для осуществления процесса интеграции необходимо помнить об особенностях использования изобразительного искусства (цвет, светотень, линия, пространство, композиция и др.) и знать элементарные основы языка музыки и средства художественной выразительности этого вида искусства.
Изобразительное искусство и музыка в качестве взаимодействующих компонентов выбраны не случайно. Принципы живописного изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде отношений и противоположны. Изобразительное искусство опирается на зримое, оно статично и неподвижно, связано с воспроизведением внешнего, а музыка опирается на слышимое, она динамична и развивается во времени, воплощает внутреннее, отражает субъективный мир. Но в этом и диалектика художественного познания сущности жизни человеческих отношений, мира в целом. Видимо поэтому каждое из этих искусств существует самостоятельно, нуждается во взаимодействии с другими искусствами.
Основными условиями реализации творческого развития являются :
•создание обстановки эмоционального благополучия;
•создание и обновление предметно-развивающей среды;
•творческий подход к содержанию образования;
•вариативность в выборе тем игровых ситуаций, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
•синтез игровых ситуаций по рисованию, лепке, аппликации с использование музыкальных произведений;
•осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов.)
•взаимодействие с семьями воспитанников.
Организация взаимодействия с детьми реализуется через:
• образовательную деятельность по музыке, изобразительной деятельности с интеграцией образовательных областей;
• кружковую работу;
• индивидуальную работу;
• выставки детских работ;
• праздники, развлечения, инсценировки, игровые события.
Наше исследование по комплексному воздействию искусств проводилось с детьми пяти - шестилетнего возраста.
Качество эмоционального воздействия комплекса искусств на детей определялось путём наблюдения за поведением, мимикой, движениями детей, результатами изобразительного творчества.
Творческие начала, выявленные нами в результате воздействия синтеза искусств, проявлялись в рисунках, создаваемых после прослушивания музыки и просмотра произведений живописи, в вербальной характеристике музыки и произведений и произведений изобразительного искусства, передающих характер музыки и живописи. На первом этапе работы не ставились задачи, связанные с развитием чисто музыкальных навыков или навыков в изодеятельности. Мы исходили из развития у детей способности эмоционально откликаться на музыку и живопись, умения соотносить произведения разных искусств между собой. На втором этапе мы воздействовали на изобразительную творческую деятельность детей с помощью музыки : использовали свойство «синестезии»- перевода слышимого, звукового музыкального образа в движение, слово, рисунок с использованием знакомых детям средств художественной выразительности.
Интегрированные мероприятия планируются заранее, в самом начале учебного года, они могут быть различными по тематике. Тема может быть взята из жизни или заимствована из сказки, связана с определённым сюжетом, темой может быть само искусство. Ситуация готовится совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других событиях. Проводятся такие мероприятия у нас в саду один раз в месяц. Главной целью интегрированных событий является побуждение детей к творчеству, обогащение ребят разнообразными впечатлениями. Отбирая музыкальные пьесы, обращается внимание на эмоционально-образное содержание, тематическую направленность, раскрывающиеся в характере музыки, текстах песен и названиях программных инструментальных пьес; жанр – лирически-спокойный, героически-праздничный, шуточно-весёлый; средства выразительности – динамические, регистровые, ладотональные, темповые, тембровые, метроритмические.
Мы определили следующие задачи интегрированных событий:
- развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности;
- расширение эмоционального опыта;
- формирование представлений о звуке, цвете, линии, форме и их свойствах;
- словесное выражение своих переживаний и ощущений.
Эстетическая игра строится по законам искусства (композиция, выбор персонажей, завязка, развитие, событие, метроритм, смена настроения и пластики персонажей, контраст, метафора, сопереживание, импровизация). Участвуя в такой игре, находясь в её пространстве, действуя по её законам, ребёнок, сам того не подозревая, осваивает язык и законы искусства.
Выделяются основные компоненты, присущие эстетической игре с ребё нком:
-создание мнимой ситуации (сказка, сочиненная педагогом, фольклорная или литературная сказка, то есть придумывается сюжет);
- факт перевоплощения, принятия на себя роли другого Я, обязательно с возможностью выхода из роли;
- соотнесение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного или графического произведения;
- поиск «психологического жеста» - выражение в пластике тела обобщенной эмоции;
- игра с неоформленным материалом, «провоцирующая» фантазия, даёт повод для ассоциаций;
- рождение художественного сознания является их способность синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы. Используется также метод игры метафорами, то есть рождение словесных метафор звуковых образов: «Эти звуки крадутся, как человечки, которые не хотят, чтобы их заметили»;
- создание собственной творческой работы.
Эстетическая игра доставляет ребёнку удовольствие, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях. Одной из задач работы нашего детского сада является не только проведение интегрированных музыкальных мероприятий с привлечением различных специалистов
(преподавателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителя по физической культуре, логопеда, хореографа, но и создание для детей таких условий, при которых наиболее эффективно проходило бы «слияние», интеграция в детском творчестве различных видов деятельности. В результате работы с детьми над сценическими образами мы выяснили что:
1. При высокой эмоциональности отзывчивости на музыку дети обладают небольшим «банком» выразительных художественных средств. Поэтому мы строим игровые ситуации с помощью беседы, иллюстраций, видеоматериала развиваем у детей умение подмечать характерные повадки, поведение зверей, птиц, и изображать их под музыку. Закрепляем умение согласовывать движения с характером музыки, формируем у детей собственное представление о повадках животных и птиц. Дети просматривают иллюстрации к сказке, ведется беседа, в которой выясняется образ, характер, внутренний мир персонажей, который выражается в лепке и в рисунке. Прослушивается музыка, изображающая героев сказки, выясняются музыкальные средства (тембр, динамика, темп). После беседы детям предлагается с помощью движений под музыку изобразить повадки каждого из героев сказки. Если при изображении персонажа дети проявляют затруднение, дается пример.
2. Дети не обладают яркой речевой интонационной выразительностью. Поэтому мы стимулируем активность детей в поисках нужных интонаций, поддерживаем стремление детей выполнять задание по-своему, не подражая своим товарищам.
3. У детей низкая пластическая выразительность изображения сценических образов. Для повышения уровня пластики детей мы стараемся развивать у них способность произвольного управления своими движениями, добиваемся убедительности, свободы и индивидуальности в выборе движений. В этом нам помогают следующие упражнения:
- изобразить (в движении и в рисунке) прогулку семейства трех медведей так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному
- предложить детям от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зайцу, медведю, волку.
- предложить пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа по выбору детей.
4. Необходимо совершенствовать у детей основные средства выразительности сценического образа – мимику и жесты (пантомиму). Примерный комплекс заданий (выполняется у зеркала)
- нахмуриться, как: ребенок у которого отняли игрушку, уставший папа;
- улыбнуться, как: мать младенцу, кот на солнце, собака своему хозяину;
- сесть, как: бабочка на цветке, наказанный ребёнок, обиженная собака;
5. Дети не имеют четкого представления о различных эмоциях человека (радости, горе, гневе). Наша задача – развивать умение передавать эмоции человека через мимику в рисунке, в движении. Для упражнений используется произведения Д. Кабалевского «Три подружки» : пьесы «Плакса», «Злюка» и «Резвушка». Предлагаются три пиктограммы – изображение лица человека с различными эмоциями: радость – «Резвушка», горе – «Плакса», гнев – «Злюка».
- пьесы прослушиваются, выясняются средства музыкальной выразительности. Дети определяют, кому из подружек принадлежит прозвучавшая мелодия, рисуют лицо этой девочки. Свой рисунок обосновывают.
- далее детям предлагается передать с помощью сценических движений, мимики характер музыки.
- проводится игровая ситуация на закрепление данных эмоций (подгруппы из четырех человек).
6. В процессе работы над развитием музыкальных образов мы заметили, что дети любят фантазировать и особенно им нравится придумывать различные истории. Так появилось игровое упражнение «А что было потом?». Дети поют, инсценируют различные сюжетные попевки, а потом придумывают продолжение сюжетной линии и инсценируют придуманную историю вновь.
7. На своих игровых событиях мы выяснили, что следует совершенствовать умение детей драматизировать действие инсценируемых песен, игр, привлекая для этого более сложный вид синтеза, состоящий из пения, сценического движения, мимики, танцев. Поэтому итогом работы над сценическими образами является игра в детский театр, в котором дети сами сочиняют сказку и с помощью музыкального руководителя, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, хореографа инсценируют ее. Детям предоставляется возможность действовать в выбранной ими сфере искусства, проявлять индивидуальные наклонности. Примером наиболее удачного опыта в придумывании детьми собственной сказки может служить сказочная история, которую сами дети продолжают (по любой народной сказке). Для формирования художественно-творческого развития детей можно использовать в работе и другие методы: манипулятивные игры, режиссерские, символические и ролевые игры. Таким образом, интеграция в образовательном процессе должна выступать способом открытия мира художественной культуры дошкольника, основываться на лучших образцах мировой культуры и искусства. Интегрируя образовательный процесс, мы открываем перед детьми мир творчества. В соответствии с ФГТ ребё нок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Одной из задач работы нашего детского сада является не только проведение интегрированных музыкальных занятий с привлечением различных специалистов, но и создание для детей таких
, при которых наиболее эффективно проходило бы «слияние», интеграция в детском творчестве различных видов деятельности. В результате нашей работы четко прослеживается, что если мы, взрослые, отличаем сферу искусства и сферу действительности, то ребенок, не различая их готов творить повсюду. Он способен эмоционально откликаться на прекрасное, не различая видов искусства. Он одинаково любит танцевать, любит доступные его пониманию жанры вокальной музыки – так как любит петь и т. д. То есть пока он не различает сферы искусств, он «всё» любит, во всём чувствует себя талантливым, он всюду «творец». И наша задача педагогов разных направлений – музыкантов, хореографов, специалистов по развитию речи, педагогов дополнительного образования дать нашим воспитанникам на вооружение как можно больше средств художественной выразительности, чтобы они, обладая этим «банком» могли выразить свою индивидуальность.
Вывод: Синтез искусств способствует обострению тактильного восприятия, улучшению цветовосприятия, концентрации внимания, повышению уровня воображения и самооценки, расширению и обогащению художественного опыта, формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом, активности и самостоятельности детей в творчестве, умению находить новые способы для художественного изображения, умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.