Елена Лякишева
Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность».
Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учёт психологических особенностей развития детей и создания таких условий, которые способствовали бы своевременному и полноценному развитию всех сторон личности, ребёнка. Особое место в социальной политике государства занимают дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Публикация «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Целью образования детей с ОВЗ является создание необходимых условий для развития личности ребёнка с использованием его потенциальных возможностей и способностей.
Отсюда следуют задачи - максимально раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка для формирования траектории его индивидуального развития.
Потребности отечественного образования и современной социальной политики побудили меня обратиться к теме развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения.
Очень важно раскрыть у слабовидящих детей способности к творческой деятельности. Именно в процессе творческой деятельности происходит накопление информации об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и её адаптацию в нём. Необходимо развивать у детей с ОВЗ творческие наклонности, уверенность в себе, воспитать потребность в самореализации, что становится сегодня более чем актуальным.
Важными характеристиками личности являются мышление и воображение человека, которые позволяют в образном плане сначала представить идею, рассмотреть её различные варианты и найти наилучший из них, а затем воплотить её в жизнь. Таким образом, личность всегда предполагает создание чего-то нового, принятие этого нового, окружающими. Поэтому можно сказать, что именно творческая деятельность является главной чертой личности.
Воспитывая и формируя творческую личность, мы развиваем творческие способности – психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности, и которые в этой деятельности формируются.
Это способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, величины и пропорций и т. д. Это образное и логическое мышление, способности воображения.
Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.
Большие возможности для развития творческих способностей детей создаёт проектная деятельность. Её важной стороной является креативность (способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации).
В проектной деятельности происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Развиваются и общие способности – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
Расширяются знания об окружающем мире, так как участники проекта, действуя вместе, подгруппами, по одному в разном направлении (кто-то рисует, кто-то лепит, кто-то читает, кто-то делает макет и т. д.) все вместе получают максимум сведений, раскрывающих какую-то тему со всех сторон.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся активнее, внимательнее друг к другу,
им интересны чужие идеи, они приобретают опыт публичных выступлений.
Меняется и игровая деятельность – она становится более разнообразной, сложно - структурированной.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.
Таким образом, проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей, даёт им возможность приложить свои знания, таланты, принести пользу и публично показать достигнутый результат, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Проекты, проводимые в нашей группе, имели различную тематику. Наиболее интересными для детей были проекты:
1. «Этот славный День Победы…»
Дети узнали о ВОВ, подвиге народа на полях сражений и в тылу, жизни детей во время войны. О том, кто такие ветераны, что надо помнить и чтить память погибших в боях. Вместе с родителями посетили памятные места в городе, участвовали в акции «Поздравь ветерана». Учились складывать из бумаги фронтовые треугольники, пели песни, читали стихи о войне бабушкам и дедушкам.
2.«Маленькая страна насекомых»
Дети узнали много нового о мире насекомых, представляли себя такими же маленькими и обсуждали, какие проблемы появились бы у них. Думали, нужны ли вредные и ядовитые насекомые; решали, как защищать мир насекомых, как вести себя в природе.
Придумывали истории букашек, сделали совместно с воспитателями чудесный макет, играли в дидактические и сенсорные игры, подбирали фонетику, литературу по теме.
3. «Я - семья- род- народ»
Долговременный проект, в результате которого дети закрепили и свои знания о себе, семье, родном городе, стране. Родители активно участвовали в проекте. Вместе со своими детьми готовили информационные файлы, подбирали фотографии. В итоге у нас были сделаны паспорта семей, экологические газеты, альбомы: «Орловщина - любимая земля», «Достопримечательности Орловского края», собран материал для тематических папок – раскладушек, сделан макет «Дорога в детский сад».
4. "Разноцветный город".
Краткосрочный проект, раскрывающий секреты цвета, основанный на экспериментировании. Попутно мы закрепили знания о цветах, их видах. Был сделан макет «Разноцветный город».
И еще несколько разных по тематике проектов.
Работа над проектами обязательно включала в себя продуктивную деятельность. Дети лепили, конструировали, рисовали, часто в нетрадиционных техниках. По каждому проекту были подготовлены выставки поделок и рисунков детей и совместного творчества детей и родителей. Мы много нового узнали о наших детях, каждый из них проявлял себя по-разному, кто-то оказался хорошим певцом, кто-то художником, танцором или рассказчиком.
Таким образом, мы убедились, что проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей и даёт им возможность приложить свои знания, таланты, принести пользу и публично показать достигнутый результат, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
В заключении хотелось бы повторить: заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. Полное раскрытие способностей ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.