Марина Апаназова
Развитие творческих способностей обучающихся старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное развитие средств массовой информации, быстрая смена ее актуальности, способствует формированию стереотипности мышления, которая помогает быстро реагировать, но лишает человека его творческого начала. Творчество требует внимания, времени, ситуации развертывания, процессуальности.
Публикация «Развитие творческих способностей обучающихся старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Предпринимаемые педагогами и психологами усилия по развитию творческих способностей у детей нередко находятся в противоречии с преимущественно ориентированностью методик обучения лишь на отработку конкретных навыков, а творческий потенциал личности не всегда оказывается задействованным.
Особенно остро встает вопрос развития и реализации творческого потенциала, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для них этот путь является магистральным и, нередко, предоставляет возможность личностного роста и успешной социализации.
Творческие способности в той или иной мере присущи всем людям, так как человек по своей сути является творцом. Их лишь нужно суметь раскрыть в детском возрасте и развить.
Как показывает опыт, в активизации творческого потенциала дошкольников и взрослых в том числе, с успехом может быть использована изобразительная деятельность.
Изобразительное творчество позволяет ребенку:
- ощутить и понять самого себя;
- выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды;
- быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого.
Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.
По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании и активизации межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Процесс создания изображений используется как способ реализации целей — это не создание произведения искусства и не часть занятий по изобразительному искусству.
Развивающие занятия с применением рисуночных технологий:
- способствуют изучению чувств, идей и событий,
- содействуют развитию межличностных навыков и отношений,
- укрепляют самооценку и уверенность в себе.
В данной публикации хотелось бы показать результаты работы с дошкольниками в работе с рисунком: экспромтом, спонтанным, на свободную тему.
Материалы, используемые для создания художественной продукции, могут представлять все что угодно и иметь определенный вес, плотность, текучесть, пластические свойства, текстуру, форму и цвет. Все это разнообразие помогает реализовать их психологическое влияние на «художника», способствовать более свободному выражению.
Основные этапы при сопровождении ребенка в деятельности по развитию изобразительного творчества.
Этап 1.
Свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание.
Этап 2.
Процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.
Этап 3.
Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Этап 4.
Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. Соответствует вопросу «Что ты видишь?». Интерпретация позволительна только автору!
Дошкольники активно откликаются и включаются в процесс.
"Кактус".
Настроение отличное. Чувство - любопытство.
"Я".
Настроение хорошее. Чувство - любовь.
"Мой друг Дракон".
Настроение хорошее. Чувство - интерес.
"Бабочка-Красавица".
Настроение веселое. Чувство - красоты.
"Чудеса в лесу".
Настроение волшебное. Чувство - радость.