Меньшикова Людмила Викторовна
Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Подготовительный дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности - решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Публикация «Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т. е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
Развитие личности в подготовительном дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно - практическая.
К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности (в том числе и художественно эстетического плана, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.
Ребенок усваивает "язык" чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.
6-7 летний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю, детям этого возраста нелегко.
В подготовительном дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале шестилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т. е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т. п., привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.
Уровень развития мыслительных операций ребенка подготовительного дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т. п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.
А. А. Люблинская доказывает, что воображение детей 6-7 лет приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Развитие интеллектуально-творческих способностей подрастающего поколения является актуальной проблемой. В современном обществе идеалом является творчески действующая и мыслящая личность.
Нейропсихологи считают, что музыкально-творческую активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а значит, становится активным сам человек.
О творческих проявлениях детей можно говорить только в том случае, если они стремятся и воплощают собственный замысел в импровизации попевок, напевая и подыгрывая себе на музыкальных инструментах, придумывают оригинальный игровой образ или варьируют элементы движений в танцах, хороводах.
Выявление творческих способностей дошкольника, проявляющихся при восприятии музыки, осуществляется:
-в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения;
-в цветовом и графическом моделировании музыки;
-в рисунках, отражающих эмоциональное состояние ребенка под влиянием музыки;
-в пластическом интонировании, движении под музыку.
Например в ДОУ возможно использование таких творческих заданий :
на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности движение под музыку, подражание движениям животных, действия с воображаемыми и настоящими предметами (шарами, лентами, цветами, гирляндами и т. д., создание танцевальных композиций в соответствии с жанром, формой музыкального произведения. Для развития музыкально-творческих способностей определяющей задачей педагога-музыканта должно стать создание условий для свободного экспериментирования ребенка со звуком - импровизации на детских музыкальных инструментах: металлофоне, цитре, бубне и др., которые активизируют детскую фантазию. На музыкальных занятиях в своих играх дети могут самостоятельно применять металлофон для пения, бубен - для танца, барабан - для ходьбы. Музыка воздействует на детей эмоционально, поднимает тонус, придает действиям непосредственность и искренность.
Творческие задания для инструментального музицирования, предназначенные детям дошкольного возраста, как правило, носят проблемный характер: сочинение мелодий или песен, контрастных по характеру или настроению; озвучивание рассказов о явлениях природы, стихотворений, сказок, собственных рассказов; сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием; придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т. д.
Так как развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребенку, то важно оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения (аудио-, видеоаппаратура с набором кассет, дисков, проектор, иллюстративным материалом, детскими музыкальными инструментами, пособиями для танцевальных импровизаций, разнообразными костюмами и атрибутами к ним. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между педагогами дополнительного образования, воспитателями, родителями.
Творчество детей оценивать непросто, но, тем не менее, можно выделить несколько параметров оценки: степень осознанности замысла; изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения; художественность воплощения замысла.
Подводя итог вышесказанному видно, что проблема развития творческих навыков детей все больше привлекает внимание педагогов-музыкантов. Исходя из этого, предложены различные методы и приемы для развития импровизации детей. В частности, следует использовать игровой и практический методы, проблемную ситуацию, словесный метод. Важным является то, что задания должны носить творческий характер.