Лучший педагог года

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования (1 фото)

Лариса Колотовкина
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает метод экспериментирования.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО

Публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования» размещена в разделах

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Маленький человек, познавая мир должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного, ощущённого. Для этого в нашей группе создан Центр экспериментирования, который обеспечен оборудованием для познавательно - исследовательской деятельности группы компаний «ЭЛТИ - КУДИЦ». Познавательные опыты и эксперименты с использованием этого оборудования способствуют решению развивающих задач и позволяют в реальном времени знакомить детей со свойствами воды, воздуха и многими другими объектами живой и неживой природы. А чтобы процесс экспериментирования был не только развлечением, но и познанием мы стараемся соблюдать следующие условия:

• Помогаем детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая сразу готовых ответов. Задаём наводящие вопросы, организуем вместе с детьми опыты и эксперименты.

• Появление у ребёнка интереса к экспериментированию зависит от нашей личной заинтересованности, поэтому сами проявляем интерес к той деятельности, которой предлагаем заняться.

• Не сдерживаем инициативы ребёнка, предоставляем ему самому сделать все доступные действия, оказывая лишь необходимую с нашей стороны помощь.

Дошкольникам в силу возраста пока сложны длительные эксперименты, длящиеся от недели и больше, поэтому при таких экспериментах периодически вместе с ребёнком наблюдаем и обсуждаем его ход, ведём календарь наблюдений, где вместе с ребёнком отражаем происходящие изменения – это помогает интересу ребёнка не угаснуть.

• В заключение эксперимента всегда стараемся подвести ребёнка к выводу.

Организация работы по экспериментированию идет по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде т др.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет)

3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Все темы усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные)

Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

Примером этого служат проекты: «Волшебные листочки», «Ходит капелька по кругу», «Мир воды», «Опасная вкуснятина»

Ещё одним примером организованной исследовательской деятельности является проведение опытов на занятии «Путешествие на Разноцветную планету», «Волшебный камень магнит».

Дети экспериментируют не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности, им очень нравиться проводить опыты с водой. Вода – удивительное вещество, которое путешествует по планете, совершая переходы между жидким, твёрдым и газообразным состояниями. Вода несёт жизнь всему живому, а для многих существ является средой обитания. Встретить её можно повсюду: капли дождя, лужи, туман, роса, лёд и снег – всё это знакомо детям. Несложные эксперименты помогают им глубже познакомиться со свойствами воды – отсутствие формы, цвета, запаха, вкуса, поверхностным натяжением, плотностью, изменением состояния в зависимости от температуры, взаимодействием с другими веществами. Дети знакомятся со способами очистки воды, измерением её температуры, познают значимость воды для всех живых существ.

Такие опыты, как «Какого цвета вода?»; «Есть ли у воды вкус и запах?»; «Что будет с водой на морозе?»; «Тонет, не тонет» дети могут провести самостоятельно и найти ответы на вопросы, педагог задаёт лишь наводящие вопросы. Но есть более сложные опыты, где педагог знакомит с проведением эксперимента, а дети его выполняют под его руководством, например: «Облако в банке», «Поверхностная плёнка воды». Не менее интересные опыты мы проводим с воздухом. Воздух – вещество в понимании ребёнка дошкольника вроде бы и есть, но, так как увидеть его нельзя, вроде бы и нет. На словах детям сложно понять, что такое воздух, поэтому без опытов здесь не обойтись: как доказать, что воздух есть? Где его можно увидеть? Имеет ли воздух вес? Что такое ветер и откуда он берётся? Воздух и запах – это одно и то же или нет? Может ли воздух быть тёплым и холодным, грязным и чистым? Что делает воздух чище, а что наоборот загрязняет его? Может ли воздух удерживать воду? Опыты ответят на тысячу вопросов ребёнка, приведу лишь некоторые из них. «Что такое воздух?», «Имеет ли воздух вес?» «Где может прятаться воздух?», «Воздух и запах»; «Воздушные фокусы».

Опыты с камнями, песком, глиной и почвой интересны детям, ведь это изучение того, что постоянно находится в непосредственной близости от них. Взрослые иногда мешают детям узнать об этих природных веществах, утверждая, что ребёнок «лезет в грязь». Ребё нку же интересно исследовать: потрогать на ощупь камни, рассмотреть песок, почву, глину, определить их мягкость или твёрдость в сухом и влажном состояниях, попытаться растворить в воде или наоборот высушить; сделать постройки, проверить их на прочность, выяснить, что лучше впитывает воду. Мы предлагаем родителям стать помощниками в этом деле для ребят. Ведь именно непосредственное знакомство и изучение близкого окружающего мира позволяет развить у них живой интерес к познанию, который очень пригодится в школе. Приведу некоторые примеры опытов с почвой и её составляющими: «В царстве камней»; «Где рождаются камни?»; «Из чего состоит почва?»

Дети изучают и живую природу, опыты с растениями и животными в первую очередь мы строим на принципе гуманности. Только исследования, ставящие своей задачей «не навредить», могут быть приемлемы, так как первоочередной задачей является воспитание нравственных качеств, чуткого и осознанного отношения к природе. Эксперименты с живым особенно интересны детям, но одновременно они и сложны в силу своей продолжительности по времени. Резких, ежесекундных перемен в природе не заметить – они всегда плавные и растянутые во времени. Поэтому использование календарей наблюдений с зарисовками процесса эксперимента здесь особенно целесообразно, но можно ещё использовать и фото зарисовки, по которым дети отслеживают ход эксперимента. Такую модель мы использовали при проведении проекта «Огород на окне», где дети по фотографиям отслеживали этапы развития овощных культур у растений.

Этим летом мы с ребятами организовали наблюдение за этапами развития насекомых на примере божьей коровки, нам удалось из яичек этого насекомого получить личинок. Этот эксперимент перерос в большой проект «Божья коровка – чёрная головка»

Очень нравится ребятам опыт «Как увидеть движение воды через корешки?» задача этого эксперимента доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

Кроме этих, дети проделывают и много других экспериментов, например: «Вершки - корешки»; «Живой кусочек»; «Зачем одуванчику парашютики» и другие.

При проведении опытов по направлению «Человек» с детьми проводим такие опыты как «Наши помощники - глаза»; «Большой – маленький» (размер зрачка в зависимости от освещения); «Если не видишь»; «Сколько ушей?» и другие. «Человек. Рукотворный мир» дети знакомятся со свойствами различных материалов, сравнивают их качественные характеристики и свойства, подводят к пониманию, что свойства материала обуславливают способ его использования, употребления.

Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном взаимодействии с семьей ребенка. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей было проведено анкетирование. По результатам сделан вывод, что 42% родителей заинтересованы в данной проблеме, они положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребёнка и подготовке его к школе. Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:

• Собрана подборка консультаций для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка

• Проведён мастер-класс «Экспериментируем вместе».

Изготовлены памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать»

• Приобретена познавательная литература : детские энциклопедии «Энциклопедия научных опытов» (С. Б. Болушевский, В. Г. Зарапин, Е. И. Михаленко, «Почему дует ветер?» (Василий и Марина Рамодины, Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем»

Работа по данной теме позволила сделать вывод о том, что организация опытно-экспериментальной деятельности способствует :

• у детей формированию таких качеств как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

• У педагогов – изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства; повышению статуса ДОО и качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников познавательной активности.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Таким образом, перед ребёнком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Публикации по теме:

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGOФормирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, школа» Цель: развивать познавательные способности детей. Задачи: 1. Развивать произвольное внимание. 2. Развивать зрительную память. 3. Развивать.

Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Опыт работы. Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Игровые.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира Загитовна Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как.

Развитие коммуникативных   способностей  у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В. 1 слайд. Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений.

Развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста Развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Степченкова Жанна.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста. Задачи: -Овладение.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики «Самое лучше, что есть в жизни- это свободное движение.

Лэпбук-как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования
Опубликовано: 9 мая 2017 в 11:01
+210Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Колотовкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД