Юлия Елисеева
Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – экспериментальная деятельность с детьми старшей группы на тему :
«Воздух – невидимка».
Подготовила: воспитатель Елисеева Ю. Г.
Цель: научить детей определять опытным путём наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.
Задачи:
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Учить детей определять опытным путём наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться; устанавливать причинно – следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации; активизировать речевую деятельность детей; развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
3. Воспитывать аккуратность при проведении опытов; любознательность, интерес к окружающему миру.
Оборудование: целлофановые пакеты на каждого ребёнка, стаканы с водой по количеству детей, трубочки для коктейля, стакан, свеча, резиновые игрушки, пластиковые стаканчики, памятки – правила поведения в лаборатории, схема «Свойства воздуха» .
Ход занятия:
- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
- Правильно, это воздух! Сегодня я предлагаю стать вам учёными. А кто такие учёные?
Дети: Люди, которые изучают всё на свете: животных, птиц, звёздное небо, землю, воду – всё, что окружает нас.
-А где работают учёные?
Дети: В лаборатории.
- В лаборатории у них много оборудования, которое им помогает проводить эксперименты. Вот и мы сегодня будем проводить опыты с воздухом.
- Но сначала давайте рассмотрим памятки – правила поведения в лаборатории. (Дети с помощью воспитателя формулируют правила поведения при проведении опытов и экспериментов, опираясь на схемы.)
- Ребята, я никогда не видела воздух, а вы видели?
- Как вы думаете, почему?
- А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?
Дети: Можно его поймать с помощью пакета.
Опыт №1 «Поймаем воздух»
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Какой пакет? Что в нём?
Дети: Плоский, маленький, в пакете ничего нет, он пустой.
- Давайте раскроем пакет и наберём в него воздух, закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый, Он полон воздуха, и похож на подушку.
- Воздух занял всё место в пакете. А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
- Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт №2 «Воздух имеет место»
- Возьмите салфетки, внимательно посмотрите, бумага сухая. Хорошо их сомните и поместите в стакан, приклеив салфетку ко дну стакана пластилином. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в тазик с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснётся дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?
- Почему бумага осталась сухой?
Дети: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
- А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?
Дети: Видны пузырьки воздуха.
-Откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
- Проверьте салфетку снова. Какая она теперь? Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила салфетку.
Вывод: Воздух занимает место.
Опыт № 3 «Воздух в человеке»
- Чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом.
- Давайте это проверим, сначала вдохнём глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
- Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
- А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? Нет, без воздуха он умрёт.
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Подвижная игра «Раздувайся пузырь».
Опыт №4 «Воздух можно услышать»
-Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух?
Дети: Ветер, насос и т. д.
- Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух? А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит?
Дети: Звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки.
- Мы ещё раз убедились, что воздух есть, он наполняет всё кругом.
Вывод: Воздух можно услышать, воздух не имеет совей формы, он заполняет собой другие предметы.
Опыт №5 «Чистый и грязный воздух»
- А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (Ответы)
- Предлагаю посмотреть вам, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
- Что происходит? Почему свеча в банке погасла?
Дети: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счёт чистого воздуха.
- Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Вывод: Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим.
- А теперь ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны – поднимите зелёный кружок, если не согласны – красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
• Воздух окружает нас со всех сторон.
• Воздухом дышат люди и животные.
• Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
• Человек может жить без воздуха.
• Воздух – это вещество, не имеющее цвета.
• Воздух тяжелее воды.
• Воздух можно почувствовать.
• Воздух можно услышать.
• Воздух имеет свою форму.
- Вот какие интересные открытия делают учёные в лаборатории. Скоро вы пойдёте в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто – то из вас станет учёным.