Юлия Свешникова
«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброе время суток, мои коллеги!
Хочу вас познакомить с нашим занятием "Воздух-невидимка".
Цели: расширить знания детей о свойствах воздуха; познакомить с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией; развивать дыхательную систему, воображение и мышление.
Публикация «„Воздух-невидимка“ занятие в старшей группе по программе „Детство“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Содержательные компоненты образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» (реализация творческой изобразительной деятельности детей, «Речевое развитие» (владение речью как средством общения и культуры; развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных отношений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов, «Социально-коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения, позитивных установок к различным видам творчества, «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности; овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни).
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная.
Материалы и оборудование: емкости с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, воздушные шарики, мячи, краски, листы белой бумаги формата А4, кисти, салфетки, ножницы – по количеству детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент
-Кто такие исследователи? (Так называют людей, которые проводят разные опыты, делают открытия.)
Сегодня мы узнаем много нового о воздухе и его свойствах. Давайте станем исследователями.
Напоминаю правила поведения в лаборатории:
1) нельзя баловаться, шуметь, отвлекать других, брать предметы для опыта без спроса;
2) нельзя пробовать на вкус вещества для опытов;
3) нужно слушать воспитателя и выполнять его указания.
2. Основная часть
Опыт 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.
Детям предлагается снова опустить стакан в миску с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха.) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в нее. Что получается? (Получается «буря» в стакане воды.)
Опыт 4.
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: «Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему?» (Воздух весь не поместится.)
Опыт 5.
- В какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, ее можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из нее и она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи.) Детям предлагается постучать о пол сначала спущенным мячом, потом – надутым. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
2. Упражнения на развитие речевого дыхания.
Упражнения необходимо выполнять стоя:
1) Сделать глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот. Рука лежит на диафрагме.
2) Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, медленный выдох через рот. Рука лежит на диафрагме.
3) Сделать глубокий вдох через нос, втягивая живот, выдох – через нос, расслабляя мышцы живота. Рука лежит на животе.
3. Рисование в технике кляксографии.
-С помощью воздуха можно даже рисовать. Такая техника рисования называется «кляксография». Для этого потребуются трубочка для коктейля, акварельные краски и немного воображения. Мы будем рисовать деревья с помощью трубочки. Сначала сделаем кляксу широкой кистью на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею краску и бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол.
Так у нас получатся чудесные весенние деревья, с шелестящей майской листвой.
4. Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклоны туловища вправо и влево
3. Рефлексия
- С какими свойствами воздуха познакомились? (Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения. Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать. Его можно почувствовать, определить упругость воздуха с помощью мяча. Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы.)
-Как называется техника рисования, с помощью которой получились такие необычные деревья? (Кляксография.)
Выставка работ.