Получи документы

«Посиделки в Русской избе». Конспект открытого занятия для старшей группы (2 фото)

РОГОВА АЛЕКСАНДРА
«Посиделки в Русской избе». Конспект открытого занятия для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью.

Развивать интерес детей к русским народным играм,

пословицам, поговоркам.

Воспитывать интерес и уважение к традициям и

обычаям русского народа, истокам русской культуры,

к русскому фольклору.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, клубочки,

деревянные ложки, русские народные костюмы.

Ход занятия.

Воспитатель (хозяюшка) одетая в русский сарафан, встречает детей.

Позову-ка я ребят к себе на посиделки:

Будут песни,

Будут пляски, игры.

Эй, подруженьки, подружки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, ребята, молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать,

Вечер долгий скоротать.

Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки! Рада вас видеть в моей горнице.

У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хочу я рассказать вам сегодня о том, как жили русские люди в стародавние времена, но сначала давайте познакомимся. Встанем в круг, и каждый из вас ласково назовет свое имя.

Проводится игра «Скажи ласково»

Хорошим гостям и хозяюшка рада!

Вы пришли,

На посиделки русские. (дети сели)

Хозяйка: Давным-давно до нас дошли добрые сказки, хитрые

загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы,

скороговорки, все это придумал народ и называется это –

«Фольклор» - народная мудрость. В старину был такой обычай

у русских людей: как заканчивались полевые работы, собирали

урожай, а хлеб в закрома засыпали, вечерами собирались люди

в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки,

говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли,

вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались –

посиделками.

Ребята, а где же мы с вами находимся (Ответы детей) А давайте проверим правильно ли вы думаете? Я загадаю вам загадку.

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская (изба)

Какие молодцы! Правильно ответили

Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы

постарайтесь их угадать.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок

стоит. (дети показывают). Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке,

в русской печи была очень вкусная.

Хозяйка: А вот и следующая загадка

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

Как вы думаете, что такое ухват и для чего служил он?

Ухват – это палка с надетой на нее металлической

рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали

приготовленную еду.

Послушайте дальше загадки:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди

делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Давайте и мы с вами сыграем на ложках «Где наши ложки»

Хозяйка: И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

При помощи углей кипятили в нем воду

для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара

собиралась вся семья.

«Посиделки в Русской избе». Конспект открытого занятия для старшей группы

А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на

этом предмете и вели беседы. Прялка – это предмет на котором русские

женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Клубочек». Дети стоят в кругу и поют: Я по горенке шла, Клубок ниток нашла. Клубок маленький, Нитки аленькие. Клубок катится, Нитка тянется. У кого клубок остался, тот называет любой предмет, который его окружает.

Фото «Посиделки в Русской избе»

Ребята осталась последняя загадка.

То печет блины,

То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

Хозяйка: Для чего она служила и из чего была сделана?

Печку называли – печь-матушка. Печь складывали

из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами –

березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке

готовили еду: щи, кашу, пекли пироги и грелись долгими зимними вечерами, рассказывая друг другу сказки.

А вот какие сказки, вы узнаете, отгадав мои загадки.

- Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок)

- Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль)

- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

- Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок)

Ребята, а в каких еще сказках встречается русская печка.

(Ответы детей)

Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Сказка о рыбаке и рыбке».

А сейчас я предлагаю поиграть и узнать, какими предметами люди пользовались в прошлом, и какими пользуются сейчас.

Игра «Предметы быта в прошлом и сейчас»

Каждому предлагаю карточку с изображением предмета старины, ваша задача подобрать карточку с предметом из настоящего времени.

Вот на наших посиделках,

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки,

Нашей русской старины.

Хозяйка: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) Из чего пили чай? (Самовар)

6) Ими едят и на них играют (Ложки)

7) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Хозяйка: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Посиделки в русской избе»Фотоотчет «Посиделки в русской избе» В нашем ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», который играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также.

Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группеДосуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группе Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» Делимся опытом. Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к.

Фотоотчет «Малыши в русской избе»Фотоотчет «Малыши в русской избе» Фотоотчет "Малыши в русской избе" Праздник день России мы с малышами решили провести в музее "Русская изба". В этот музей ребят пригласили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Посиделки в Русской избе». Конспект открытого занятия для старшей группы
Опубликовано: 19 января 2025 в 18:55
+257Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Посиделки в Русской избе». Конспект открытого занятия для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем РОГОВА АЛЕКСАНДРА (УИ 70853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД