РОГОВА АЛЕКСАНДРА
«Посиделки в Русской избе». Конспект открытого занятия для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью.
Развивать интерес детей к русским народным играм,
пословицам, поговоркам.
Воспитывать интерес и уважение к традициям и
обычаям русского народа, истокам русской культуры,
к русскому фольклору.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, клубочки,
деревянные ложки, русские народные костюмы.
Ход занятия.
Воспитатель (хозяюшка) одетая в русский сарафан, встречает детей.
Позову-ка я ребят к себе на посиделки:
Будут песни,
Будут пляски, игры.
Эй, подруженьки, подружки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, ребята, молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Вечер долгий скоротать.
Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки! Рада вас видеть в моей горнице.
У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Хочу я рассказать вам сегодня о том, как жили русские люди в стародавние времена, но сначала давайте познакомимся. Встанем в круг, и каждый из вас ласково назовет свое имя.
Проводится игра «Скажи ласково»
Хорошим гостям и хозяюшка рада!
Вы пришли,
На посиделки русские. (дети сели)
Хозяйка: Давным-давно до нас дошли добрые сказки, хитрые
загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы,
скороговорки, все это придумал народ и называется это –
«Фольклор» - народная мудрость. В старину был такой обычай
у русских людей: как заканчивались полевые работы, собирали
урожай, а хлеб в закрома засыпали, вечерами собирались люди
в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки,
говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли,
вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались –
посиделками.
Ребята, а где же мы с вами находимся (Ответы детей) А давайте проверим правильно ли вы думаете? Я загадаю вам загадку.
Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
Какие молодцы! Правильно ответили
Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы
постарайтесь их угадать.
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок
стоит. (дети показывают). Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке,
в русской печи была очень вкусная.
Хозяйка: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)
Как вы думаете, что такое ухват и для чего служил он?
Ухват – это палка с надетой на нее металлической
рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.
Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали
приготовленную еду.
Послушайте дальше загадки:
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
(Рассматривание деревянных ложек.)
Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди
делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Давайте и мы с вами сыграем на ложках «Где наши ложки»
Хозяйка: И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
При помощи углей кипятили в нем воду
для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара
собиралась вся семья.
А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на
этом предмете и вели беседы. Прялка – это предмет на котором русские
женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)
Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Клубочек». Дети стоят в кругу и поют: Я по горенке шла, Клубок ниток нашла. Клубок маленький, Нитки аленькие. Клубок катится, Нитка тянется. У кого клубок остался, тот называет любой предмет, который его окружает.
Ребята осталась последняя загадка.
То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?
Д: Печь
Хозяйка: Для чего она служила и из чего была сделана?
Печку называли – печь-матушка. Печь складывали
из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами –
березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке
готовили еду: щи, кашу, пекли пироги и грелись долгими зимними вечерами, рассказывая друг другу сказки.
А вот какие сказки, вы узнаете, отгадав мои загадки.
- Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок)
- Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль)
- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода, в ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок)
Ребята, а в каких еще сказках встречается русская печка.
(Ответы детей)
Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Сказка о рыбаке и рыбке».
А сейчас я предлагаю поиграть и узнать, какими предметами люди пользовались в прошлом, и какими пользуются сейчас.
Игра «Предметы быта в прошлом и сейчас»
Каждому предлагаю карточку с изображением предмета старины, ваша задача подобрать карточку с предметом из настоящего времени.
Вот на наших посиделках,
Отдохнули вместе мы,
Вспомнив песни, игры, шутки,
Нашей русской старины.
Хозяйка: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)
5) Из чего пили чай? (Самовар)
6) Ими едят и на них играют (Ложки)
7) С ее помощью пряли нитки (прялка)
Хозяйка: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!