Приложение МААМ

Программа ДО в период с 1940 по 2013 годы

Оксана Белова
Программа ДО в период с 1940 по 2013 годы
▼ Скачать + Заказать документы

Программа – государственный документ, определяющий цели и содержание образовательно-воспитательной работы. Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России.

Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организации педагогического процесса. Затем программа несколько раз перерабатывалась и совершенствовалась.

Темочки:

В 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.

Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.

Существенный вклад в разработку содержания обучения в детском саду внесли исследования, проведенные под руководством А. П. Усовой. Были определены особенности содержания образовательной работы с дошкольниками, методы и формы организации учебного процесса. В 1953 году в практику работы детских садов были введены обязательные занятия.

Единая «Программа воспитания в детском саду» 1962 года явилась первым в истории программно-методическим документом, в котором содержание работы воспитателя с детьми было отделено от методических указаний и рассчитано на воспитание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Данная программа была существенно доработана и переиздана в 1969 г. Она охватывала возраст детей от 2 месяцев до 7 лет. Содержание работы было изложено по возрастам и данной программой педагоги руководствовались в течение 16 лет.

В соответствии с новыми социальными условиями, переходом на обучение с 6 лет в 1984 году вышла «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Р. А. Курбатовой и Н. Н. Подьякова.

На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой.

В связи с реформированием системы образования на пороге 1980-х — 1990-х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания». (авторы В. И. Давыдов, В. А. Петровский).В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России.

До 1991 года комплексная программа была только одна - Типовая. Именно строго по ней работали все советские детские сады, и благодаря ей нашу систему дошкольного образования признавали лучшей в мире. Однако Типовая программа сильно ограничивала творчество педагогов, не позволяла подходить к каждому ребенку индивидуально, да и содержание ее не соответствовало стремительным изменениям в нашем обществе. Поэтому в 1991 году разрешили не только внести в нее изменения, но и создавать комплексные, «с вариациями», и авторские программы. Типовая программа, созданная коллективом лучших отечественных педагогов и психологов, «жива» до сих пор. Она многократно переиздана, в нее внесены коррективы, соответствующие современным требованиям дополнения. Многие детские сады работают по ней и сейчас.

В 1995 году было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Согласно, которому за дошкольным образовательным учреждением закреплялось право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. В связи с изменением нормативно-правовой базы возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, которые наряду с Типовой могли быть предложены практике. Процесс подготовки и публикации вариативных программ набирал темпы. В указанный период были разработано большое количество парциальных и комплексных программ :

«Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева, «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.,

«Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук,

«Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.,

«Кроха» (Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.,

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева,

«Юный эколог» (С. Н. Николаева,

«Паутинка» (Ж. Л. Васякина-Новикова) и др.

В 2004 году «Программа воспитания и обучения в детском саду»программа является доработанным и обновлённым вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители – М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др.

Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

В новейшем издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК, который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.

Публикации по теме:

30 октября 2013 года прошла успешно моя регистрация на сайте МAAM Уважаемые коллеги! У меня сегодня замечательная дата--ровно один год назад я зарегистрировалась на МААМЕ. За это время у меня появилось.

Аналитический отчёт за 2013–2014 учебный год Годовой отчет учителя-логопеда МКДОУ детского сада «Родничок» Калюк Е. В. за 2013 – 2014 учебный год. I.Организационное, диагностическое.

Аналитический отчет о работе за 2013–2014 учебный год Группа №3 "Золотая рыбка" В группе 32 ребёнка. Возраст детей от 3,5 до 4,5 на начало года. Мальчиков - 13 человек. Девочек - 19 человек.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа ДО в период с 1940 по 2013 годы
Опубликовано: 19 января 2025 в 20:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа ДО в период с 1940 по 2013 годы» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Белова (УИ 2491843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД